Андорра-ла-Велья

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Город
Андорра-ла-Велья
кат. Andorra la Vella
Герб
Страна
Андорра
Координаты
Основан
Площадь
12 км²
Высота центра
1409 м
Население
22 615[1] человек (2014)
Плотность
1866,50 чел./км²
Часовой пояс
Почтовый индекс
AD500
Официальный сайт
[www.comuandorra.ad/ uandorra.ad]  (исп.)
Андорра-ла-Велья

Андорра-ла-Велья[2] (кат. Andorra la Vella — «Старая Андорра»), также Андорра-ла-Вьеха[3][4] (исп. Andorra la Vieja) и Андо́рра[5] — столица и самый крупный город Андорры; одна из семи паррокий, на которые разделена страна.

Население — 22 615 (2014)[1]. Площадь — 12 км².





География

Город расположен в Пиренеях на высоте 1079 м в месте слияния двух рек — Валира-дель-Орьен и Валира-дель-Норд — образующих реку Валиру. Андорра-ла-Велья является самой высокогорной столицей Европы.

Климат

Климат Андорра-ла-Вельи
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 5,7 7,1 9,8 12,2 16,0 20,1 23,3 23,0 19,7 14,7 9,7 5,7 13,9
Средняя температура, °C 2,3 3,1 5,5 7,6 11,3 15,2 18,1 18,0 15,2 10,6 6,0 2,8 9,6
Средний минимум, °C −1,1 −0,8 1,2 3,0 6,6 10,3 13,0 13,0 10,8 6,5 2,3 0,0 5,4
Норма осадков, мм 51 54 66 74 102 101 65 89 83 74 72 68 899
Источник: [en.climate-data.org/location/12720/ Climate-Data]

История

Сам город основан в начале IX века. По местному преданию, основателем города стал Карл Великий. Центр княжества Андорра с 1278 года. С 1993 года, когда была принята первая конституция страны, установившая парламентскую демократию, здесь были размещены органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

Органы власти

Генеральный совет долин (кат. Consell General) — парламент Андорры, заседает в здании под названием «Дом Долин» (кат. Casa de la Vall). Совет избирается главами семей жителей города.

Населённые пункты общины

Населённые пункты Население,
чел. (2012)
1 Андорра-ла-Велья 19 407
2 Санта-Колома 2991

Экономика

Андорра-ла-Велья является коммерческим центром страны. Город является центром для многих банков и предприятий, которые процветают благодаря налоговым льготам. Также большое значение имеет туристический бизнес и торговля.

Андорра-ла-Велья подавала заявку на проведение зимних Олимпийских игр 2010 года.

Достопримечательности

Достопримечательности города — церковь Св. Арменголя (XI—XII вв.), резиденция правительства, здание Каса-де-ла-Валь со сторожевой башней, постройки 1508 года.

Спорт

В Андорра-ла-Велья располагаются два стадиона Футбольной федерации Андорры. На стадионе «Комуналь д'Андорра-ла-Велья», вмещает 1299 человек, проходят игры чемпионата Андорры[6]. В 2014 году был открыт «Эстади Насьональ», вместимостью 3306 человек, на этой арене выступает национальная сборная Андорры[7].

Ещё в 1942 году была основана команда «Андорра», сейчас клуб принимает участие в низших дивизионах Испании. Также в столице Андорры базируются клуб Примера Дивизио — «Лузитанс», который является двукратным чемпионом и обладателем Суперкубка Андорры, также команда один раз побеждала в Кубке Андорры. В Сегона Дивизио, кроме резервной команды «Лузитанса», выступает и «Ранжерс» — двукратный победитель чемпионата Андорры и победитель Суперкубка страны. Также в Андорра-ла-Велье ранее базировались такие команды как «Андорра Ветеранс», «Принсипат» (трёхкратный победитель чемпионата и четырёхкратный обладатель Кубка), «Каса Эстрелла дель Бенфика» и «Констелласьо Эспортива» (победитель чемпионата и Кубка Андорры).

Города-побратимы

Андорра-ла-Велья является городом-побратимом следующих городов:

Напишите отзыв о статье "Андорра-ла-Велья"

Примечания

  1. 1 2 [www.estadistica.ad/serveiestudis/web/banc_dades4.asp?lang=4&codi_tema=2&codi_divisio=9&codi_subtemes=8 Population by Parish] (англ.). Департамент статистики Андорры. Проверено 21 октября 2015.
  2. Испания, Андорра, Португалия // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 2009 г. ; гл. ред. Г. В. Поздняк. — М. : ПКО «Картография» : Оникс, 2010. — С. 58—59. — ISBN 978-5-85120-295-7 (Картография). — ISBN 978-5-488-02609-4 (Оникс).</span>
  3. Матвеев Г. П. Андорра-ла-Вьеха // Большая советская энциклопедия / Под ред. А. М. Прохорова. — 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. — С. 16. — 624 с. — 632 000 экз.
  4. Страны мира / под ред. И. А. Агеевой. — 3-е изд. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 17—18. — 608 с. — ISBN 5-224-02748-9.
  5. Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 20.</span>
  6. [int.soccerway.com/venues/andorra/estadi-comunal-dandorra-la-vella/v615/ Профиль стадиона] (англ.). soccerway.com.
  7. [int.soccerway.com/venues/andorra/estadi-nacional/v23221 Профиль стадиона] (англ.). soccerway.com.
  8. </ol>


К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Андорра-ла-Велья


Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думал он.
«Да, очень может быть, завтра убьют», подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.
Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, всё будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать всё то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, – отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого Кутузовского повара, которого знал князь Андрей, и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»
– Ну, – отвечал старик.
– Тит, ступай молотить, – говорил шутник.
– Тьфу, ну те к чорту, – раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.
«И все таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»


Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
«Где я? Да, в цепи: лозунг и пароль – дышло, Ольмюц. Экая досада, что эскадрон наш завтра будет в резервах… – подумал он. – Попрошусь в дело. Это, может быть, единственный случай увидеть государя. Да, теперь недолго до смены. Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его». Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный, черный бугор, казавшийся крутым, как стена. На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что то. «Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», думал Ростов. «Вот тебе и не таш…»
«Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми…» – «Поправей то, ваше благородие, а то тут кусты», сказал голос гусара, мимо которого, засыпая, проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. «Да, бишь, что я думал? – не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, да! На ташку, наступить… тупить нас – кого? Гусаров. А гусары в усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я подумал о нем, против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов! Да, всё это пустяки. Главное теперь – государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что то сказать, да он не смел… Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное – не забывать, что я нужное то думал, да. На – ташку, нас – тупить, да, да, да. Это хорошо». – И он опять упал головой на шею лошади. Вдруг ему показалось, что в него стреляют. «Что? Что? Что!… Руби! Что?…» заговорил, очнувшись, Ростов. В то мгновение, как он открыл глаза, Ростов услыхал перед собою там, где был неприятель, протяжные крики тысячи голосов. Лошади его и гусара, стоявшего подле него, насторожили уши на эти крики. На том месте, с которого слышались крики, зажегся и потух один огонек, потом другой, и по всей линии французских войск на горе зажглись огни, и крики всё более и более усиливались. Ростов слышал звуки французских слов, но не мог их разобрать. Слишком много гудело голосов. Только слышно было: аааа! и рррр!
– Что это? Ты как думаешь? – обратился Ростов к гусару, стоявшему подле него. – Ведь это у неприятеля?
Гусар ничего не ответил.
– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l'empereur, l'empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.