Хаджжи II ас-Салих

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Хаджжи II ас-Салих
араб. الملك الصالح/المنصور/المظفر صلاح الدين حاجي بن شعبان
Мамлюкский султан Египта
1382
Предшественник: Али аль-Мансур
Преемник: Баркук
Мамлюкский султан Египта
1389-1390
Предшественник: Баркук
Преемник: Баркук
 
Вероисповедание: Ислам
Рождение: Каир
Смерть: 1390(1390)
Каир
Род: Бахриты
Отец: Шабан II

Ас-Салих аль-Мансур Салах ад-Дин Хаджжи ибн Шабан, известный также как Хаджжи II ас-Салих (араб. الملك الصالح/المنصور/المظفر صلاح الدين حاجي بن شعبان‎) — последний правитель мамлюков из династии Бахритов (1382, 1389-1390).





Биография

Первое правление

После смерти султана Али аль-Мансура II в мае 1381 года группа влиятельных черкесских мамлюков эмира Баркука возвели на престол очередного малолетнего султана из династии Бахритов. Новый султан якобы был избалованным ребёнком и садистом, который любил мучить женщин своего гарема. В ноябре 1382 года Баркук решил - как выяснилось, несколько преждевременно, - что теперь он был достаточно силён, чтобы взойти на трон самостоятельно. Беспорядки в Сирии требовали сильного правителя. Баркук низложил Хаджжи II и добился признания себя султаном - первым из черкесской династии Бурджитов.

Второе правление

Как выяснилось, Баркук захватил трон преждевременно, и это привело к новому периоду политической нестабильности и гражданской войны. В 1389 году в восточной Анатолии и Алеппо восстали эмиры Минташ и Ялбуга, поддерживаемые арабскими богословами, которые хотели вернуть государство мамлюков под контроль халифа аль-Мутавакиля I. Они получили поддержку тюрков и монголов, заняли Дамаск и двинулись весной 1389 года на Каир. Когда к восстанию присоединились каирские эмиры, беспорядки распространились на столицу, где по приказу Баркука стали строить укрепления. На улицах завязались бои, мятежники с катапультами и греческим огнём атаковали цитадель. Всё больше и больше последователей покидали Баркука, несмотря на его посулы. Баркук сначала бежал в магазин портного, а затем - в крепость Керак. Хаджжи II был восстановлен на престоле в мае 1389 года, но два лидера восстания - Минташ и Ялбуга - рассорились и начали войну друг с другом (первый укрепился в цитадели, второй - в районе мечети Султана Хасана). Год спустя Баркуку удалось, с помощью местных чиновников, выйти из тюрьмы и сплотить вокруг себя своих сторонников. 1 февраля 1390 года он вошёл в Каир с триумфом. Халиф Закария аль-Мутасим (1386-1389) и султан Хаджжи II были взяты в плен. Свергнутый султан скончался в цитадели в том же году.

Напишите отзыв о статье "Хаджжи II ас-Салих"

Литература

  • Jörg-Dieter Brandes: Die Mameluken: Aufstieg und Fall einer Sklavendespotie. Sigmaringen 1996, S. 198 f.
  • Robert Irwin: The Middle East in the Middle Ages: The Early Mamluk Sultanate, 1250–1382. New York 2008, S. 149
  • Jörg-Ronald Kessler: Die Welt der Mamluken: Ägypten im späten Mittelalter 1250–1517. Berlin 2004, S. 6

Отрывок, характеризующий Хаджжи II ас-Салих

В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s'etaient empares des fusils de l'arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques'uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.