Шамсуддин ас-Самарканди

Поделись знанием:
(перенаправлено с «Ас-Самарканди, Шамс ад-Дин»)
Перейти к: навигация, поиск
Шамс ад-Дин Махаммад ибн Ашраф ал-Хусайн ас-Самарканди
السمرقندي
Место рождения:

Самарканд

Научная сфера:

астрономия, математика

Место работы:

Марагинская обсерватория

Научный руководитель:

аль-Хазини

Шамсуддин Махаммад ибн Ашраф аль-Хусейн ас-Самарканди (араб. السمرقندي‎, вторая половина XIII в.) — среднеазиатский математик и астроном, ученик ал-Хазини. Работал в Марагинской обсерватории под руководством Насир ад-Дина ат-Туси.

Трактат «Предложения обоснования» посвящён разъяснению ряда предложений I и II книг «Начал» Евклида. Это сочинение сохранилось во многих рукописях, большей частью с комментариями Кази-заде ар-Руми. В отличие от Евклида, ас-Самарканди широко применяет движение в геометрии, считая что доказательство с помощью движения «произведено истинным путём».

В этом трактате содержится ещё одна попытка доказательства V постулата Евклида, схожая с попыткой ал-Джаухари. Ранее считалось, что эта попытка принадлежит самому ас-Самарканди, но затем было выяснено, что её автором является ал-Абхари. Она начинается с предложения о том, что в угле можно провести бесконечно много «хорд», являющихся основаниями равнобедренного треугольника. Автор ошибочно считает, что из этого предложения непосредственно вытекает другое, согласно которому через произвольную точку внутри угла можно провести прямую, пересекающую обе стороны этого угла.

Ас-Самарканди написал также «Трактат о циркуле для проведения конических сечений», комментарий к «Альмагесту» Клавдия Птолемея, «Памятку по астрономии». Сохранился составленный ас-Самарканди звёздный календарь на 1267 год.

Напишите отзыв о статье "Шамсуддин ас-Самарканди"



Литература

  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент: Фан, 1967.
  • Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.). В 3 т. М.: Наука, 1983.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Доказательства пятого постулата Евклида у Сабита ибн Корры и Шамс ад-Дина ас-Самарканди. Историко-математические исследования, 14, 1961, с. 587—592.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983.

Отрывок, характеризующий Шамсуддин ас-Самарканди

Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.