Дворец культуры железнодорожников (Ростов-на-Дону)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Здание
Дворец культуры железнодорожников
Дворец культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный (Лендворец)
Страна Россия
Ростов-на-Дону Железнодорожный район,
ул. Гусева, 2а/5
Архитектурный стиль Конструктивизм, советский монументальный классицизм
Автор проекта Кондратьев, Михаил Николаевич, Эберг, Леонид Фёдорович
Дата основания Открыт в 1928 году
Строительство 19241927 годы
Настоятель Директор - Шевченко Ирина Владимировна
Статус Объект культурного наследия регионального значения
Состояние В 2000 году проведена реконструкция
Сайт [lendvorets.ru Официальный сайт]
Координаты: 47°13′11″ с. ш. 39°41′07″ в. д. / 47.2198° с. ш. 39.6854° в. д. / 47.2198; 39.6854 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=47.2198&mlon=39.6854&zoom=17 (O)] (Я)

Дворец культуры железнодорожников (ДК Железнодорожников, Лендворец) — дом культуры в Ростове-на-Дону.





История

В начале 1924 года профсоюз главных мастерских Владикавказской железной дороги в Ростове-на-Дону выступил с инициативой строительства Дворца Труда в честь вождя пролетариата В. И. Ленина (также назывался Рабочий дворец имени Ленина или Лендворец[1]).

Место под строительство Дворца культуры было выбрано не случайно. Здесь в декабре 1905 года народная дружина, состоящая из рабочих Владикавказской железной дороги, на баррикаде № 1 с 13 по 20 декабря отражала натиск царских войск и казаков.

3 мая 1924 года состоялась закладка фундамента будущего Дворца культуры железнодорожников. Строительство продвигалось быстро и 6 ноября 1927 года состоялось торжественное открытие дворца. Авторы проекта архитекторы Михаил Кондратьев, А.Маркелов, Леонид Эберг.

Первых посетителей Дворец принял в 1928 году. C этого момента все крупные железнодорожные мероприятия и торжественные встречи проходили в стенах дворца. Одним из таких памятных событий стала встреча железнодорожников с Михаилом Шолоховым в октябре 1934 года. В 1941 году в Лендворце был сформирован 1135-й стрелковый полк 339-й ростовской стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны здание дворца было частично разрушено. Проект его восстановления составила архитектор Зоя Поченцова-Орлинская. Полностью восстановительные работы завершились в 1957 году. В 1960 году открылся музей железнодорожной славы, в 1961 году — музей истории, религии и атеизма.

На здании Дворца культуры были установлены три мемориальные доски:

  • «Дворец культуры железнодорожников имени В. И. Ленина построен на месте вооруженного восстания 1905 года ростовских рабочих против царского самодержавия»,
  • «В вооруженном восстании рабочих против царского самодержавия в 1905 году героически погибли: Анатолий Собино, Пивин „Ноги“, Клара Рейзман, товарищ Василий, Сара Лейтер, Антон Уваров»,
  • «В этом здании в августе 1941 года был сформирован 1135 стрелковый полк 339-й ростовской стрелковой дивизии».

Руководители

В послевоенные годы директорами Дворца культуры были: Н. П. Руманов, К. К. Делин, В. П. Кудряшов, Р. У. Цыбульский, А. В. Подгорный, В. В. Башкиров, Л. М. Рафаэлов, Т. В. Наумова, А. Г. Лактионов. В настоящее время Дворцом руководит Заслуженный работник культуры РФ И. В. Шевченко.

Напишите отзыв о статье "Дворец культуры железнодорожников (Ростов-на-Дону)"

Примечания

  1. [po-rostovski.ru/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86 Лендворец]

Ссылки

  • [lendvorets.ru Официальный сайт ДК]
  • [www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/37-2009-06-01-06-57-03/2759-2012-11-06-08-52-18 Дворец культуры железнодорожников в Ростове]
  • [www.donland.ru/Default.aspx?pageid=78746 Перечень объектов культурного наследия регионального значения]
  • [dss-skzd.ru/portfolio-posts/дк-ростов/ Информация о ДК на сайте вышестоящей организации]
  • [werawolw.ru/?p=2978 Живой Ростов - Лендворец (Статья журналиста Веры Волошиновой)]

Отрывок, характеризующий Дворец культуры железнодорожников (Ростов-на-Дону)

По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом.
Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему.
– Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин.
– Что ж так, из города? – сказал Алпатыч.
– И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся.
– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.