Железнодорожная магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск

Железнодорожная магистраль «Китай — Киргизия — Узбекистан» — проектируемая магистраль, призванная соединить китайские железные дороги с Узбекистаном и далее через Афганистан, Иран и Турцию с европейской сетью железных дорог.





Маршрут

После продолжительной полемики при обсуждении маршрута через Киргизию выбрано «северное» направление: от китайского города Кашгар, который является конечной точкой железной дороги в южном Синьцзяне, через приграничный Торугарт, долину Арпа (Ферганский хребет) с выходом на Узген и приграничный с Узбекистаном Кара-Суу[1]. Планируемая протяжённость киргизского участка составляет 268,4 км[2], китайского участка — 165 км.

Технические характеристики

Китай и Киргизия до сих пор не имеют единого мнения по поводу ширины колеи магистрали. Киргизская сторона настаивает на применении стандарта 1520 мм, китайская сторона — на ширине 1435 мм. По состоянию на май 2011 года, предполагалось что пунктом смены колесных пар будет станция Тузбель в Киргизии[1].

Уже сейчас ясно, что магистраль будет однопутной и неэлектрифицированной.

Экономические характеристики

В 2003 году Китай выделил 20 миллионов юаней (2,4 млн долларов) на разработку предварительного ТЭО железнодорожной магистрали[3]. Китайские эксперты, разработавшие предварительное ТЭО железнодорожной магистрали, отметили ряд преимуществ нового пути по сравнению с существующими транспортными коридорами: новая магистраль короче существующего транспортного коридора более чем на 900 км, строительство железной дороги улучшит состояние транспортного сообщения между центрально-азиатскими странами и предоставит им удобный выход к морю. По предварительным расчётам Киргизия будет ежегодно получать около 200 миллионов долларов США за счёт транзита грузов через свою территорию. По самым оптимальным подсчётам объём внутренних грузов в пределах Киргизии составит не более 5 процентов.

Стоимость строительства железнодорожной магистрали по территории Кыргызстана оценивается в 1 миллиард 340 миллионов долларов США. Поскольку у Киргизии нет собственных источников финансирования данной магистрали, предполагается, что строительство будет вестись на деньги КНР. В качестве компенсации Киргизия предоставляет КНР месторождения полезных ископаемых. В то же время со стороны Кыргызстана предложено встречное экономическое решение
Если Китай и Узбекистан хотят соединиться железной дорогой через территорию Кыргызстана, они должны за это заплатить. Кыргызстан в свою очередь не должен отдавать за это ни свои природные ресурсы, ни предоставлять какие-либо преференции за осуществление проекта. Геополитические и геоэкономические выигрыши наших соседей в несколько раз выше, чем любой меркантильный интерес кыргызской стороны. Если сегодня Китай хочет строить транзитную железную дорогу по нашим территориям, то он должен заплатить нам бонус, скажем, $5 млрд, причем деньги перечислить вперед.

Строительство

Согласно межправительственным соглашениям строительство железной дороги «Китай — Киргизия — Узбекистан» будет осуществлять китайская компания «China National Machinery Imp. & Exp. Corporation». Руководитель проекта по строительству железной дороги «Китай-Киргизия-Узбекистан» — Чжу Сяомэй.

Критика проекта

Идея строительства железной дороги «Китай — Киргизия — Узбекистан» подверглась критике в Кыргызстане. По мнению Кубата Рахимова[4], озвученные затраты завышены, окупаемость проекта сомнительна: «на маршруте будет восемь госграниц, две процедуры смены колёсных пар: сначала на киргизско-китайской границе, а затем на туркменско-иранской, и еще две паромные переправы в Турции через озеро Ван и через Босфорский пролив». По мнению президента КР Алмазбека Атамбаева, железная дорога будет обслуживать интересы других стран, не принося Кыргызстану ощутимой пользы. Он высказался за то, чтобы вместо этого наращивать транспортные магистрали внутри страны, в частности, между севером и югом Кыргызстана.

См. также

Напишите отзыв о статье "Железнодорожная магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан"

Примечания

  1. 1 2 [centralasiaonline.com/cocoon/caii/xhtml/en_GB/features/caii/features/main/2011/05/20/feature-01 Railway to unify region, open route to Europe]. By Bakyt Ibraimov, for CentralAsiaOnline.com. 2011-05-20
  2. [www.ktj.kg/investion.html Инвестиционные проекты КЫРГЫЗ ТЕМИР ЖОЛУ]
  3. [www.china.org.cn/english/China/83637.htm China, Kyrgyzstan, Uzbekistan Plan Joint Railway] (CCTV.com December 30, 2003)
  4. [stanradar.com/news/full/503-zheleznaja-doroga-kitaj-kyrgyzstan-uzbekistan-riski-i-vygody.html Железная дорога «Китай - Кыргызстан - Узбекистан». Риски и выгоды]

Ссылки

  • StanRadar.com: [stanradar.com/news/full/503-zheleznaja-doroga-kitaj-kyrgyzstan-uzbekistan-riski-i-vygody.html Железная дорога «Китай — Киргизия — Узбекистан». Риски и выгоды]
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Железнодорожная магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан

– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l'agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил: