Здание армянского магистрата (Ростов-на-Дону)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Достопримечательность
Армянский магистрат
Страна Россия
Город Ростов-на-Дону, площадь Свободы, дом 12
Архитектурный стиль классицизм
Координаты: 47°13′44″ с. ш. 39°45′53″ в. д. / 47.2290694° с. ш. 39.7647611° в. д. / 47.2290694; 39.7647611 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=47.2290694&mlon=39.7647611&zoom=16 (O)] (Я)

Армянский магистрат — здание в Ростове-на-Дону, расположенное на площади Свободы. Является одним из самых старых домов города. По некоторым данным, он был построен в начале 1790-х годов в городе Нахичевани-на-Дону (ныне в составе Пролетарского района Ростова-на-Дону)[1]. Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия[2].

В указе Екатерины II об основании армянского города Нахичевани-на-Дону говорилось «… повелеваем учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим пользоваться чинами и жалованием по штату Азовской губернии и быть под апелляцией Наместнического правления …». Первое здание армянского магистрата, по-видимому, было деревянным. Вскоре его заменили каменным зданием, сохранившимся до нашего времени. Точная дата его постройки неизвестна, но согласно некоторым предположениям оно было возведено в начале 1790-х годов[1].

Армянский магистрат был построен в стиле классицизм по «образцовому проекту» казённых зданий. Двухэтажное здание имело прямоугольную конфигурацию в плане. В центральной части главного фасада, выходящего на площадь, первоначально был четырёхколонный портик с балконом на втором этаже[1].

В 1868 году магистрат реорганизовали, и вместо него была создана городская управа, для которой неподалёку построили новое здание. В 1872 году здание армянского магистрата перешло в собственность купцов Гайрабетовых. Здание было приспособлено под постоялый двор для извозчиков. Во дворе дома появились сараи для сена и фуража. В особняке размещались столовая, кухня, жильё для управляющего и приезжих, торговые помещения[1].

В годы Гражданской войны в здании магистрата был открыт Краевой армянский музей древностей и искусства. Его возглавлял бывший ректор Нахичеванской духовной семинарии Ерванд Овакимович Шахазиз. Музей просуществовал до 1922 года, когда его архив был вывезен в Ереван, пополнив коллекцию Культурно-Исторического музея[1].

После закрытия музея здание приспособили под коммунальное жильё, изменив планировку. В 1930-х годах в связи с ветхостью был разобран портик парадного фасада[1].

Напишите отзыв о статье "Здание армянского магистрата (Ростов-на-Дону)"



Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Волошинова Л. Ф. Бульварная площадь. — Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2001. — С. 33—39. — (Серия "Судьбы улиц, площадей, зодчих"). — ISBN 5-87-688-202-X.
  2. [www.donland.ru/Default.aspx?pageid=78772 Ростов-на-Дону (выявленные объекты культурного наследия)]. Официальный портал Правительства Ростовской области. Проверено 28 ноября 2013.

Отрывок, характеризующий Здание армянского магистрата (Ростов-на-Дону)

Хозяйка немка высунулась из двери на громкий голос Ростова.
– Что, хорошенькая? – сказал он, подмигнув.
– Что ты так кричишь! Ты их напугаешь, – сказал Борис. – А я тебя не ждал нынче, – прибавил он. – Я вчера, только отдал тебе записку через одного знакомого адъютанта Кутузовского – Болконского. Я не думал, что он так скоро тебе доставит… Ну, что ты, как? Уже обстрелен? – спросил Борис.
Ростов, не отвечая, тряхнул по солдатскому Георгиевскому кресту, висевшему на снурках мундира, и, указывая на свою подвязанную руку, улыбаясь, взглянул на Берга.
– Как видишь, – сказал он.
– Вот как, да, да! – улыбаясь, сказал Борис, – а мы тоже славный поход сделали. Ведь ты знаешь, его высочество постоянно ехал при нашем полку, так что у нас были все удобства и все выгоды. В Польше что за приемы были, что за обеды, балы – я не могу тебе рассказать. И цесаревич очень милостив был ко всем нашим офицерам.
И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п.
– О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином.
Борис поморщился.
– Ежели непременно хочешь, – сказал он.
И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина.
– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.