Зу-ль-Карнайн

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Зуль-Карнайн
араб. ذو القرنين
Личная информация
Профессия, род деятельности:

царь, проповедник


Коранический персонаж
Категория:

праведник (салих), царь

Упоминания в Коране:

1 раз. Аль-Кахф [koran.islamnews.ru/?syra=18&ayts=83&aytp=102&kul=on&orig=on&original=og1&dictor=8&s= 18:83—102]

Связанные персонажи:

Яджудж и Маджудж

События:

Строительство стены отделяющей от племён Яджудж и Маджудж


Дополнительная информация
Разное:

Прототипом Зуль-Карнайна считались: Александр Македонский, Кир II Великий, Дарий, Гильгамеш и др.

Редактирование Викиданных
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Зуль-Карнайн (араб. ذو القرنين‎ — обладатель двух рогов) — праведник и великий царь, построивший стену, защищающую от народов Яджудж и Маджудж. Имя Зуль-Карнайна упомянуто в восемнадцатой суре Корана.





Имя и прототип

Зуль-Карнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами». Точное толкование имени Зуль-Карнайна неизвестно. Одни называют «рогами солнца» восток и запад, другие объясняют это тем, что он владел Румом и Персией, третьи наличием на его лбу рожек или шишек[1].

Согласно некоторым преданиям, имя Зуль-Карнайна было Искандар, из-за чего его обычно отождествляли с Александром Македонским («Искандером Двурогим»), который к тому же был изображён на монетах как воплощение рогатого бога Зевса-Амона. Другие видят прототип Зуль-Карнайна в Кире Великом или Соломоне; некоторые современные исследователи считают, что прототипом мог быть даже византийский император Ираклий I.

Все комментаторы сходятся в том, что Зуль-Карнайн был великим царём, предполагая, что им мог быть персидский царь Дарий, нихлахмидский царь аль-Мунзир, йеменский царь аль-Акран («рогатый») или другие. Некоторые историки (аль-Куртуби, ат-Табари, Ибн Асир) утверждали, что Зуль-Карнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама) и даже совершил вместе с ним паломничество в Мекку[2].

Завоевания Зуль-Карнайна

Зуль-Карнайн проповедовал веру в единого Бога и призывал другие народы следовать законам Аллаха. Аллах даровал ему великую власть и он воевал против язычников, завоевав при этом большие территории в Европе и Азии.

В то же время, Коран приписывает Зуль-Карнайну подвиги, которых не было у Александра (например, войны с Яджудж и Маджудж). Зуль-Карнайн выступил против варварских племен Яджудж и Маджудж, которые творили нечестие по отношению к другим народам. Зуль-Карнайн построил между двумя горами стену, а щели между блоками залил расплавленным железом. Это не та стена, которую сегодня называют Великой китайской стеной. Незадолго до дня Страшного суда Яджудж и Маджудж должны пробить в этой стене брешь и совершить нашествие на другие страны[2].

Смысл Коранического рассказа состоит в том, что все, что совершил всем великий царь Зуль-Карнайн, даровано ему могущественным Аллахом[3].

Смерть

По разным данным был похоронен возле Мекки, либо он умер где-то между Сирией и Мединой и был похоронен на горе Тахама[2].

Бану Зуль-Карнайн

Зуль-Карнайн особенно почитается группой русских мусульман «Бану Зуль-Карнайн», которые считают его пророком индоевропейских племен, к которым относятся и русские. В июне 2004 года джамаат русских мусульман «Бану Зулькарнайн», совместно с группами «Давгат аль-Ислами» (Омск), Царевококшайская община русских мусульман (Йошкар-Ола) и Культурным центром русских мусульман «Ихлас» (Алма-Ата) объявили об объединении в единую Национальную Организацию Русских Мусульман (НОРМ)[4].

Напишите отзыв о статье "Зу-ль-Карнайн"

Примечания

  1. Iskandar // Encyclopédie de l’Islam. 1960—1998.
  2. 1 2 3 Али-заде, А. А. [slovar-islam.ru/books/z.html#Zul%27karnain30 Зулькарнайн] : [[web.archive.org/web/20111001003221/slovar-islam.ru/books/z.html арх.] 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.</span>
  3. Пиотровский М.Б. [www.academia.edu/800250/_._M._1991 Зу-л-Карнайн] // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 78-79.</span>
  4. [www.norm-info.ru/articles/54/?page=2 Интервью Амира Хамдани порталу IslamOnline.net] // Norm-Info.Ru
  5. </ol>

Литература

  • Пиотровский М.Б. [www.academia.edu/800250/_._M._1991 Зу-л-Карнайн] // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 78-79.</span>
  • Али-заде, А. А. [slovar-islam.ru/books/z.html#Zul%27karnain30 Зулькарнайн] : [[web.archive.org/web/20111001003221/slovar-islam.ru/books/z.html арх.] 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.</span>
  • Абу аль-Калям Азад. [аль-коран.рф/2011/05/02/личность-зуль-карнейна-стала-известн/ Личность Зуль-Карнейна стала известна] // «Арабский журнал». — 2011. — № 184.
  • Е. Э. Бертельс. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.— Л., 1948.
  • [referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopaedia-of-islam-2/al-iskandar-SIM_3630 al-Iskandar] / Watt, W. Montgomery // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.</span> (платн.)

Отрывок, характеризующий Зу-ль-Карнайн

Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.
– А! Воин! Бонапарта завоевать хочешь? – сказал старик и тряхнул напудренною головой, сколько позволяла это заплетаемая коса, находившаяся в руках Тихона. – Примись хоть ты за него хорошенько, а то он эдак скоро и нас своими подданными запишет. – Здорово! – И он выставил свою щеку.
Старик находился в хорошем расположении духа после дообеденного сна. (Он говорил, что после обеда серебряный сон, а до обеда золотой.) Он радостно из под своих густых нависших бровей косился на сына. Князь Андрей подошел и поцеловал отца в указанное им место. Он не отвечал на любимую тему разговора отца – подтруниванье над теперешними военными людьми, а особенно над Бонапартом.
– Да, приехал к вам, батюшка, и с беременною женой, – сказал князь Андрей, следя оживленными и почтительными глазами за движением каждой черты отцовского лица. – Как здоровье ваше?
– Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержен, ну и здоров.
– Слава Богу, – сказал сын, улыбаясь.
– Бог тут не при чем. Ну, рассказывай, – продолжал он, возвращаясь к своему любимому коньку, – как вас немцы с Бонапартом сражаться по вашей новой науке, стратегией называемой, научили.
Князь Андрей улыбнулся.
– Дайте опомниться, батюшка, – сказал он с улыбкою, показывавшею, что слабости отца не мешают ему уважать и любить его. – Ведь я еще и не разместился.
– Врешь, врешь, – закричал старик, встряхивая косичкою, чтобы попробовать, крепко ли она была заплетена, и хватая сына за руку. – Дом для твоей жены готов. Княжна Марья сведет ее и покажет и с три короба наболтает. Это их бабье дело. Я ей рад. Сиди, рассказывай. Михельсона армию я понимаю, Толстого тоже… высадка единовременная… Южная армия что будет делать? Пруссия, нейтралитет… это я знаю. Австрия что? – говорил он, встав с кресла и ходя по комнате с бегавшим и подававшим части одежды Тихоном. – Швеция что? Как Померанию перейдут?
Князь Андрей, видя настоятельность требования отца, сначала неохотно, но потом все более и более оживляясь и невольно, посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского на французский язык, начал излагать операционный план предполагаемой кампании. Он рассказал, как девяностотысячная армия должна была угрожать Пруссии, чтобы вывести ее из нейтралитета и втянуть в войну, как часть этих войск должна была в Штральзунде соединиться с шведскими войсками, как двести двадцать тысяч австрийцев, в соединении со ста тысячами русских, должны были действовать в Италии и на Рейне, и как пятьдесят тысяч русских и пятьдесят тысяч англичан высадятся в Неаполе, и как в итоге пятисоттысячная армия должна была с разных сторон сделать нападение на французов. Старый князь не выказал ни малейшего интереса при рассказе, как будто не слушал, и, продолжая на ходу одеваться, три раза неожиданно перервал его. Один раз он остановил его и закричал:
– Белый! белый!
Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. Другой раз он остановился, спросил:
– И скоро она родит? – и, с упреком покачав головой, сказал: – Нехорошо! Продолжай, продолжай.
В третий раз, когда князь Андрей оканчивал описание, старик запел фальшивым и старческим голосом: «Malbroug s'en va t en guerre. Dieu sait guand reviendra». [Мальбрук в поход собрался. Бог знает вернется когда.]
Сын только улыбнулся.
– Я не говорю, чтоб это был план, который я одобряю, – сказал сын, – я вам только рассказал, что есть. Наполеон уже составил свой план не хуже этого.
– Ну, новенького ты мне ничего не сказал. – И старик задумчиво проговорил про себя скороговоркой: – Dieu sait quand reviendra. – Иди в cтоловую.


В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья, m lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честь. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу.