Карл Эдуард (герцог Саксен-Кобург-Готский)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Карл Эдуард, герцог Саксен-Кобург-Готский
Carl Eduard, Herzog von Sachsen-Coburg und Gotha<tr><td colspan="2" style="text-align: center; border-top: solid darkgray 1px;"></td></tr>

<tr><td colspan="2" style="text-align: center;">Карл Эдуард в 1906 году</td></tr>

герцог Саксен-Кобург-Готский
30 июля 1900 — 14 ноября 1918
Предшественник: Альфред Саксен-Кобург-Готский
Преемник: ликвидация монархии
принц Великобритании, герцог Олбани
19 июля 1884 — 28 марта 1919, лишён титулов
 
Рождение: 19 июля 1884(1884-07-19)
Клермонт, Суррей
Смерть: 6 марта 1954(1954-03-06) (69 лет)
Кобург, Германия
Род: Саксен-Кобург-Готская династия
Отец: Леопольд, герцог Олбани
Мать: Елена Вальдек-Пирмонтская
Супруга: Виктория Аделаида Шлезвиг-Гольштейнская
Дети: наследный принц Иоганн Леопольд
принцесса Сибилла
принц Губерт
принцесса Каролина
принц Фридрих
 
Военная служба
Звание: генерал пехоты
 
Награды:

Карл Эдуард, герцог Саксен-Кобург-Готский (нем. Carl Eduard, Herzog von Sachsen-Coburg und Gotha; 19 июля 1884, поместье Клермонт, Суррей — 6 марта 1954, Кобург) — четвёртый и последний герцог Саксен-Кобург-Гота, правивший с 30 июля 1900 по 14 ноября 1918 года, прусский генерал кавалерии (24 декабря 1914). До 1919 года был также принцем Великобритании и имел титул герцог Олбани (англ. Prince Leopold Charles Edward George Albert of the United Kingdom, Duke of Albany), но лишён всех британских титулов за участие в Первой мировой войне на стороне Германии.





Происхождение

Внук британской королевы Виктории, единственный сын её четвёртого, самого младшего сына Леопольда, герцога Олбани и принцессы Елены Вальдек-Пирмонтской. Принц Леопольд, страдавший гемофилией, умер 28 марта 1884 года, почти за четыре месяца до рождения Карла (Чарльза) Эдуарда. Таким образом, титул герцога Олбани принц Чарльз получил с момента рождения.

Правление

В 1900 году, после смерти второго сына Виктории герцога Альфреда и отказа её третьего сына Артура Коннаутского от прав на герцогство, шестнадцатилетний Карл Эдуард вступил на престол. В течение следующих пяти лет он правил при регентстве мужа своей двоюродной сестры Александры — наследного принца Гогенлоэ-Лангебургского — и под строгим контролем кайзера Вильгельма II. После достижения совершеннолетия 19 июля 1905 года Карл Эдуард принял все конституционные полномочия главы Саксен-Кобург-Готского государства.

В Первой мировой войне после некоторых колебаний поддержал Германию, и в 1915 году его двоюродный брат король Великобритании Георг V исключил его из кавалеров ордена Подвязки, рыцарем которого он был с 1902 года. В 1917 году британский парламент издал акт, по которому все сражающиеся против короля и против его союзников лишались своих титулов и званий. В 1919 году, в соответствии с актом парламента, Тайный совет Великобритании лишил Карла Эдуарда титулов герцога Олбани, графа Кларенса и барона Арклоу. Герцог и его потомки также потеряли право на титулы принца и принцессы Великобритании.

В нацистской Германии

С 1933 года — имперский уполномоченный по вопросам транспортной службы.

С 1933 года по 1945 год — имперский комиссар добровольной медицинской службы и президент германского Красного Креста.

Как президент германского Красного Креста оказался впутанным в политику Адольфа Гитлера, в частности, он знал о программе эвтаназии Т-4, по которой было убито около ста тысяч человек.

В 1935 году вступил в нацистскую партию, вступил в ряды СА, получив звание группенфюрера этой организации, а также стал обергруппенфюрером НСКК. Являлся Почётным руководителем группы СА «Тюрингия».

С 1936 года — президент Объединения германских фронтовиков.

С 1937 по 1945 год — депутат Рейхстага.

Занимал высокие посты в ряде германских фирм, в том числе, был членом Наблюдательного совета «Deutsche Bank».

После окончания Второй мировой войны американское военное правительство Баварии поместило его под домашний арест, а позже в тюрьму, по обвинению в связях с нацистами. В 1946 году он был осуждён судом.

По состоянию здоровья был выпущен из тюрьмы. Последние годы бывший герцог провёл в уединении. В 1953 году смотрел в кинотеатре коронацию Елизаветы II. Умер старший из двух оставшихся внуков королевы Виктории в 1954 году.

Семья

11 октября 1905 в замке Глюксбург Карл женился на племяннице Вильгельма принцессе Виктории Аделаиде Шлезвиг-Гольштейнской. Герцог и герцогиня Саксен-Кобург-Готские имели пятеро детей:

Карл Эдуард по линии матери является дедом шведскому королю Карлу XVI Густаву.

Напишите отзыв о статье "Карл Эдуард (герцог Саксен-Кобург-Готский)"

Ссылки

  • [www.deutsche-schutzgebiete.de/herzogtum_sachsen-coburg-gotha.htm Herzogtum Sachsen-Coburg-Gotha]  (нем.)
  • Joachim Oltmann [www.zeit.de/2001/04/Seine_Koenigliche_Hoheit_der_Obergruppenfuehrer?page=1 Seine Königliche Hoheit der Obergruppenführer] (нем.). — 2001.
  • Yvonne’s Royalty Home Page: [users.uniserve.com/~canyon/christenings.htm Royal Christenings], [users.uniserve.com/~canyon/peerage_titles.htm Peerage Titles] etc. Prince Charles Edward of Great Britain, Duke of Albany (later the Duke of Saxe-Coburg and Gotha).

Литература

  • Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе. — М.: Астрель, 2002. — С. 364-365. — 942 с. — ISBN 5-27105091-2.

СМИ

  • «Любимый принц Гитлера» («Hitler’s Favourite Royal»), Великобритания, реж. Tilda Swinton, студ. Monkey Kingdom Limited, 2007 год, 45 мин., премьера в Великобритании — 2 июня 2008 года на частном телеканале Channel 4. В России демонстрируется на кабельном канале Viasat History.


Отрывок, характеризующий Карл Эдуард (герцог Саксен-Кобург-Готский)

В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.


Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu'il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l'Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l'Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l'Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l'Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.