Карл Бернхард Саксен-Веймар-Эйзенахский

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Карл Бернхард Саксен-Веймар-Эйзенахский
нем. Karl Bernhard von Sachsen-Weimar-Eisenach
Дата рождения

30 мая 1792(1792-05-30)

Место рождения

Веймар, герцогство Саксен-Веймар

Дата смерти

31 июля 1862(1862-07-31) (70 лет)

Место смерти

Бад-Либенштайн, великое герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах

Принадлежность

Пруссия
Саксония
Объединённые Нидерланды
Нидерланды

Годы службы

1806-1850

Сражения/войны

Сто дней
Бельгийско-нидерландская война

В отставке

1850

Карл Бернхард Саксен-Веймар-Эйзенахский (нем. Karl Bernhard von Sachsen-Weimar-Eisenach; 30 мая 1792 — 31 июля 1862) — саксонский дворянин и военный, участник Наполеоновских войн.





Биография

Карл Бернхард был младшим сыном саксен-веймарского герцога (будущего великого герцога саксен-веймар-эйзенахского) Карла Августа и Луизы Августы Гессен-Дармштадтской.

Был зачислен в прусскую армию, в 1806 году воевал под началом Фридриха Людвига цу Гогенлоэ-Ильфинген.

В 1809 году был зачислен в саксонскую армию, и под началом маршала Бернадота участвовал в Ваграмской битве, за проявленную храбрость был принят Наполеоном в члены ордена Почётного легиона. Под влиянием членов семьи не стал участвовать в русской кампании Наполеона, а вместо этого совершил поездку по Италии и Франции.

В 1813 году, после «Битвы народов» под Лейпцигом Карл Бернхард вновь вернулся на военную службу, однако после Венского конгресса, когда саксонская армия была сокращена вдвое, перешёл на нидерландскую службу. Во время битвы при Катр-Бра бригада Карла Бернхарда защищала перекрёсток дорог от маршала Нея до прибытия подкреплений. В битве при Ватерлоо Карл Бернхард командовал силами Союзников, защищавшимися на крайнем левом фланге, и выстоял до подхода прусского корпуса Блюхера. Впоследствии он был произведён в генерал-майоры и стал военным командующим провинции Восточная Фландрия.

В 1825—1826 годах Карл Бернхард совершил поездку по США; заметки об этой поездке он опубликовал в 1828 году, и они сразу же были переведены на английский язык. В 1825—1828 годах Карл Бернхард на лондонских переговорах по греческому вопросу был предложен Россией в качестве монарха будущего греческого государства, однако это предложение было отвергнуто другими державами.

Когда в 1830 году началась Бельгийская революция, нидерландская дивизия под командованием Карла Бернхарда в ходе сражение под Хасселтом уничтожила бельгийские войска и заняла Тинен.

В 1837 году Карл Берхнард вместе со старшим сыном Вильгельмом посетил Россию. 29 августа 1837 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного[1]. После смерти Вильгельма и сокращения нидерландской армии Карл Бернхард оставил военную службу и стал жить частной жизнью, однако вскоре отправился на Яву и в 1847—1850 годах командовал нидерландской ост-индской армией.

Карл Бернхард интересовался математикой, его методы построения правильных многоугольников были опубликованы в изданном в 1842 году в Йене двухтомном «Учебнике геометрии».

Семья и дети

30 мая 1816 года Карл Бернхард женился в Мейнингене на Иде Саксен-Мейнингенской. У них было восемь детей:

  • Луиза (1817—1832) — скончалась в возрасте 15 лет бездетной;
  • Вильгельм (1819—1839) — ушел из жизни в возрасте 19 лет бездетным и неженатым;
  • Амалия (1822) — умерла младенцем;
  • Эдвард (1823—1902) — британский фельдмаршал, провел почти всю жизнь в Великобритании, женился морганатическим браком на леди Августе Гордон-Леннокс, детей не имел;
  • Герман (1825—1901) — вюртембергский генерал-майор, был женат на Августе Вюртемберской, имел шестеро детей;
  • Густав (1827—1892) — морганатически женился на Пьерине Мароччиа, детей нет;
  • Анна (1828—1864) — умерла в возрасте 35 лет незамужней и бездетной;
  • Амалия (1830—1872) — жена принца Генриха Нидерландского, детей не имела.

Напишите отзыв о статье "Карл Бернхард Саксен-Веймар-Эйзенахский"

Примечания

  1. Карабанов П. Ф. Списки замечательных лиц русских / [Доп.: П. В. Долгоруков]. — М.: Унив. тип., 1860. — 112 с. — (Из 1-й кн. «Чтений в О-ве истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 1860»)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карл Бернхард Саксен-Веймар-Эйзенахский

– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…