Кар-Тукульти-Нинурта

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск

Координаты: 35°29′41″ с. ш. 43°16′12″ в. д. / 35.494685° с. ш. 43.270008° в. д. / 35.494685; 43.270008 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=35.494685&mlon=43.270008&zoom=14 (O)] (Я) Кар-Тукульти-Нинурта (современное название — Тулул-эль-Акар в провинции Салах-эд-Дин в Ираке) — древнеассирийский город, который был новым культовым центром бога Ашшура и возможно, новой столицей, основанной ассирийским царём Тукульти-Нинуртой I примерно 1243—1207 годах до н. э. к северу от Ашшура. Название города означает «Порт Тукульти-Нинурта».





История

Кар-Тукульти-Нинурта был основан примерно в трёх километрах к северу от города Ашшура — старой столицы Ассирийской империи. Кар-Тукульти-Нинурта находился на левом берегу реки Тигр. Ограждённая стеной территория города имела размер 800 на 800 метров. По середине города находилась стена, которая делила его на западную и восточную части. В западной части, рядом с рекой, был обнаружен в ходе раскопок храм, посвящённый главному ассирийскому божеству — Ашшуру. Храмовый комплекс был размером 53 на 90 метров. На западной стороне этого комплекса находился зиккурат. В зиккурате были найдены тексты, в которых говорится, что храм является храмом Ашшура, а также в них говорится о местонахождении города, хотя о городе было известно ещё до его раскопок из других текстов. Из других текстов также известно, что идол бога был перенесён из Ашшура в этот храм.

На севере храма стоял царский дворец. Дворец находился на платформе высотой примерно 18 метров. Все останки дворца и платформы — безвозвратно утеряны, хотя было обнаружено много настенных росписей. Это говорит о том, что дворец был богато украшен. Также был обнаружен второй дворец — плохо сохранившееся сооружение, которое, возможно, было входом большого дворцового комплекса. Дворцовый комплекс включал оба дворца.

Город был заброшен после смерти царя Тукульти-Нинурты I, а идол бога Ашшура был возвращён в старую столицу.

Археология

Кар-Тукульти-Нинурта впервые был раскопан немецкой группой из «Германской восточной компании» (нем. Deutsche Orient-Gesellschaft) в период 1913-1914 годов под руководством Вальтера Бахмана (нем. Walter Bachmann), который в то время занимался городом Ашшуром. В настоящее время находки, найденные при раскопках, хранятся в Пергамском музее в Берлине, в Британском музее в Лондоне, а также в Стамбуле. Бахман не опубликовал результаты своей работы, а его полевые заметки были утеряны. Полный отчёт о раскопках появился только в 1985 году.

Исследовательская работа на месте была возобновлена в 1986 году группой из «Германского исследовательского фонда», возглавляемый Р. Диттманом. В 1989 году были проведены ещё одни раскопки[1].


См. также

Напишите отзыв о статье "Кар-Тукульти-Нинурта"

Литература

  • Tilman Eickhoff: Kār Tukulti Ninurta: Eine mittelassyrische Kult- und Residenzstadt. Deutsche Orientgesellschaft Berlin: Mann, 1985. ISBN 3-7861-1384-X
  • Liane Jakob-Rost, Inschriften auf kleineren Tongefäßen aus Assur und Kar-Tukulti-Ninurta, Forschungen und Berichte, Bd. 31, pp. 55-65, 1991

Ссылки

  • [www.orient-gesellschaft.de/forschungen/projekt.php?p=9 Deutsche Orient-Gesellschaft site web page (german)]
  • [www.britishmuseum.org/explore/highlights/highlight_objects/me/s/stone_statue_of_a_monkey.aspx Stone statue of a monkey from Kar-Tukulti-Ninurta — British Museum]

Примечания

  1. R. Dittman, Ausgrabungen der Freien Universitat Berlin in Assur und Kar-Tukulti-Ninurta in den Jahren 1986-89, MDOG, vol. 122, pp. 157—171, 1990



Отрывок, характеризующий Кар-Тукульти-Нинурта

– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г'остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог'това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог'ю. Всех запог'ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог'ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог'! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог'ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог'ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог'т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.