Латур-де-Бернгард, Владимир Андреевич

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Владимир Андреевич Латур-де-Бернгард

генерал от инфантерии Владимир Андреевич Латур-де-Бернгард
Дата рождения

8 марта 1836(1836-03-08)

Дата смерти

11 марта 1914(1914-03-11) (78 лет)

Место смерти

Санкт-Петербург

Принадлежность

Российская империя Российская империя

Род войск

артиллерия, пехота

Звание

генерал от инфантерии

Командовал

24-я артиллерийская бригада, артиллерия 2 АК и 1 АК, 22-я пехотная дивизия, Брест-Литовская крепость

Сражения/войны

Туркестанские походы, Русско-турецкая война (1877—1878)

Награды и премии

Орден Святого Станислава 3-й ст. (1863), Орден Святой Анны 3-й ст. (1867), Орден Святого Георгия 4-й ст. (1878), Золотое оружие «За храбрость» (1878), Орден Святого Владимира 3-й ст. (1878), Орден Святого Станислава 1-й ст. (1881), Орден Святой Анны 1-й ст. (1885), Орден Святого Владимира 2-й ст. (1890), Орден Белого Орла (1894), Орден Святого Александра Невского (1902), Орден Святого Владимира 1-й ст. (1912)

Владимир Андреевич Де-Ла Тур-Де-Бернгард (иначе Бернгардт) — генерал от инфантерии, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов.



Биография

Родился 8 марта 1836 года. Образование получил в Московском университете, по окончании которого был принят по Высочайшему повелению в 3-й специальный класс 2-го Московского кадетского корпуса и в 1858 году был произведён в прапорщики Лейб-гвардии Измайловского полка с прикомандованием к Михайловской артиллерийской академии. По окончании курса наук в академии выпущен по 1-му разряду и 6 августа 1860 года поступил репетитором во 2-й Московский кадетский корпус. 7 сентября 1861 года назначен учителем в корпусе. В 1862 году Бернгардт получил сразу два чина: подпоручика (17 апреля) и поручика (30 августа). 4 сентября 1864 года он был назначен классным воспитателем.

Произведённый 16 апреля 1867 года в штабс-капитаны Бернгардт 17 августа тогоже года получил назначение в Туркестан, где занял должность штаб-офицера по вооружению войск.

Здесь он принимал участие в военных действиях против Бухарского и Кокандского ханств, за отличие был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

17 апреля 1870 года произведён в капитаны и назначен воспитателем к великому князю Николаю Михайловичу. 7 ноября 1872 года получил чин полковника.

2 ноября 1874 года Бернгардт был переведён в штаб Санкт-Петербургского военного округа офицером для осмотра оружия, а 21 апреля 1875 года назначен начальником учебного артиллерийского полигона Санкт-Петербургского военного округа.

В 1877 году Латур-де-Бернгардт был командирован в действующую армию на Кавказский театр турецкой войны, где участвовал в большей части боёв с турками, между прочим, в трёхдневном сражении на Аладжинских высотах, и в должности начальника артиллерии отряда генерала Лазарева — в бою под Авлиаром. 8 ноября 1877 года Бернгардт за боевые отличия был произведён в генерал-майоры и 1 января 1878 года награждён орденом св. Георгия 4-й степени

При атаке Визинкевской высоты, 3 Октября 1877 года, лично повел артиллерию на близкий выстрел от неприятельских траншей и метким огнём произвел сильные опустошения в неприятельских укреплениях.

Также отличился и в ночном штурме Карса. 12 июля 1878 года Бернгардт был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость» и в том же году получил орден св. Владимира 3-й степени с мечами.

По окончании кампании Латур-де-Бернгард возвратился к прежнему месту службы, 16 апреля 1883 года был назначен командиром 24-й артиллерийской бригады, и далее командовал артиллерией в армейских корпусах: во 2-м со 2 мая 1887 года и в 1-м с 9 декабря 1888 года. 30 августа 1887 года произведён в генерал-лейтенанты. 7 августа 1892 года Бернгардт получил в командование 22-ю пехотную дивизию, а с 27 сентября 1897 года являлся Брест-Литовским комендантом. 6 декабря 1899 года произведён в генералы от инфантерии.

18 декабря 1902 года Бернгардт был зачислен по армейской пехоте и назначен членом Александровского комитета о раненых. Скончался 11 марта 1914 года в Санкт-Петербурге.

Награды

Среди прочих наград Бернгардт имел ордена:

Источники

  • Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. — СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911—1915.
  • Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А—К. М., 2009
  • Некрологи:
    • «Новое время». 1914. № 13650.
    • «Вечерний архив». 1914. 12 марта.
  • Пономарёв В. П., Шабанов В. М. Кавалеры Императорского ордена Святого Александра Невского, 1725—1917: биобиблиографический словарь в трёх томах. Том 3. М., 2009
  • Список генералам по старшинству. Исправлено по 1 декабря. СПб., 1881
  • Список генералам по старшинству. Составлен по 1 июля 1909 года. СПб., 1909
  • Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1913 года. СПб., 1913
  • Шабанов В. М. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769—1920. Биобиблиографический справочник. М., 2004

Напишите отзыв о статье "Латур-де-Бернгард, Владимир Андреевич"

Отрывок, характеризующий Латур-де-Бернгард, Владимир Андреевич

– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.


На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.