Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй

Поделись знанием:
(перенаправлено с «Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй»)
Перейти к: навигация, поиск
Коммуна
Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй
фр. Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil
Страна
Франция
Регион
Аквитания
Департамент
Кантон
Координаты
Площадь
37,44 км²
Высота центра
55—245 м
Население
832 человека (2010)
Плотность
22 чел./км²
Часовой пояс
Почтовый индекс
24620
Код INSEE
24172
Официальный сайт

[www.leseyzies.fr/ eyzies.fr]  (фр.)</div>

Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй (фр. Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil) — коммуна на юго-западе Франции в департаменте Дордонь (регион Аквитания).

Уникальное количество палеолитических стоянок первобытных людей стало причиной того, что город Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй претендует на статус «мировой столицы первобытного общества».





География

Коммуна расположена на территории исторического края Чёрный Перигор в месте слияния рек Везер и Бёнь.

Коммуна обслуживается маршрутами региональной железнодорожной сети TER Aquitaine (вокзал Эзи). Автомобилистам можно воспользоваться национальной автомагистралью A89 и департаментской автотрассой 710.

История

На месте, где сейчас находится коммуна Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй, люди жили ещё в эпоху палеолита.

В эпоху, когда в Европе царил ледниковый период, а в Оверни извергались вулканы горного массива Пюи, первобытные люди покинули замёрзшие северные равнины, где уже возникли аббевильская и ашёльская археологические культуры, и отправились в более тёплые края, вслед за дикими животными, на которых они охотились. Низовья реки Везер, уровень которой в ту эпоху был примерно на 30 метров выше современного, показались им благоприятным местом благодаря ресурсам обширных лесных массивов, удобным естественным пещерам и хорошо расположенным скальным гротам, служившим для них укрытием. Местный известняк по своей структуре был не такой крошащийся и трескающийся, как известняк долины реки Дордонь. Поколения людей сменяли друг друга в этих пещерах на протяжении нескольких десятков тысяч лет, чему осталось немало ископаемых свидетельств: останки скелетов, пепел очагов, рабочие орудия, вооружение, домашняя утварь, горшки, декоративные элементы. Их культура менялась вместе с изменением природной среды, в которой они жили. Глобальное потепление климата, наступившее в конце мадленской эпохи, заставило человека покинуть пещеры и переселиться на открытое пространство, на освещённые солнцем склоны.

В марте 1868 года французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил в скальном гроте на территории Лез-Эзи-де-Тайак первые пять скелетов кроманьонцев, самых ранних из известных представителей современного человека. Среди находок был скелет с утробным плодом, а их черепа выглядели весьма близко к современному виду и имели значительно более округлую форму, чем черепа более древних неандертальцев.

В 1905 году коммуна Тайак (фр. Tayac) стала называться Лез-Эзи-де-Тайак.

В 1973 году произошло слияние с малочисленной коммуной Сирёй (фр. Sireuil), и новая коммуна получила название Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй.

Достопримечательности

  • Статуя Человек первобытный (Homme primitive) работы французского скульптора Поля Дарде, установленная в 1931 году на естественном плато выше над коммуной Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй; её можно рассмотреть вблизи, направляясь в Музей доисторической эпохи.

Природные объекты

Стоянки первобытного человека

На территории коммуны расположено множество археологических памятников доисторического периода, в том числе:

Некоторые из этих пещер и стоянок были внесены в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под единым титулом «Гроты с палеолитическими рисунками в долине реки Везер». Такой обширный комплекс археологических объектов стал причиной того, что город Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй претендует на статус «мировой столицы первобытного общества».

Музей

Национальный музей доисторической эпохи, расположенный в центре города, представляет в своих коллекциях множество археологических находок доисторической эпохи. Имея богатую коллекцию тёсаных кремнёвых орудий, он представляет высокий интерес для специалистов.

Исторические объекты

Известные личности

В коммуне жили и трудились известные французские археологи и историки первобытного общества:

Напишите отзыв о статье "Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй"

Примечания

  1. F Bordes, P. Fittes, S. Blanc. [www.persee.fr/web/revues/home/prescript/article/bspf_0249-7638_1954_num_51_5_3093 L’abri Armand Chadourne]. — 1954. — Vol. 51. — P. 229—254.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй
  • [www.leseyzies.fr Официальный сайт коммуны Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй]
  • [www.tourisme-vezere.com/fr/rubrique/Les-Eyzies-de-Tayac-Sireuil/7c3febc1e986f747687b92eed9cbf33c/ Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй на сайте офиса по туризму «Земли кроманьонца»]
  • [www.pole-prehistoire.com/ Сайт международного центра доисторической эпохи]

Отрывок, характеризующий Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй

Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.


На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.


Источник — «http://wiki-org.ru/wiki/index.php?title=Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй&oldid=73843732»