Музей-квартира А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°19′17″ в. д. / 59.9407611° с. ш. 30.3215111° в. д. / 59.9407611; 30.3215111 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=59.9407611&mlon=30.3215111&zoom=16 (O)] (Я)
Мемориальный музей-квартира
А. С. Пушкина
Дата основания 1927
Сайт [www.museumpushkin.ru/info/apartment-museum-pushkin.html Музей-квартира А. С. Пушкина]
К:Музеи, основанные в 1927 году

Мемориа́льный музе́й-кварти́ра А. С. Пу́шкина — музей, рассказывающий о последних месяцах жизни поэта. Входит в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина.

В доме княгини С. Г. Волконской на набережной реки Мойки «у Конюшенного мосту» семья Александра Сергеевича Пушкина снимала квартиру с начала сентября 1836 года. После смерти поэта дом неоднократно перестраивался. Существенно изменился и архитектурный облик квартиры. Осенью 1924 года бывшая пушкинская квартира перешла в ведение пушкинского кружка общества «Старый Петербург», и начались работы по её реконструкции, продолженные в последующие годы. 10 февраля 1925 года в восстановленном кабинете поэта состоялось собрание, посвящённое годовщине смерти А. С. Пушкина. Первый музей был открыт в нескольких комнатах 13 февраля 1927 года, затем существенно преобразован к 100-летию со дня смерти поэта — 10 февраля 1937 года (по новому стилю).

Сегодня музей хранит немало подлинных вещей, которые спустя десятилетия вновь заняли здесь свои прежние места. Письменный стол поэта и его любимое вольтеровское кресло, дорожный ларец и конторка, трости и курительная трубка, чернильница с арапчонком — все эти и другие предметы, находящиеся в кабинете, напоминают сегодня о жизни Александра Пушкина. В комнате жены поэта можно увидеть её портрет, выполненный в 1832 году художником А. П. Брюлловым, а также принадлежавшие ей флакончик для духов, коралловый браслет, кошельки, вышитые бисером и шёлком и другие памятные вещи.

Среди подлинных пушкинских реликвий имеются портреты самого поэта и членов его семьи. В музее также хранятся вещи, связанные с дуэлью и кончиной А. С. Пушкина — жилет, который был на нём в день поединка, локон волос, срезанный с головы покойного по просьбе И. С. Тургенева, посмертная маска работы скульптора С. И. Гальберга, а также подлинный диван, на котором поэт умер 29 января 1837 года.

В нижнем (цокольном) этаже, где в пушкинское время находились хозяйственные помещения, размещена «вводная» экспозиция, посвящённая последним месяцам жизни А. С. Пушкина. В двух небольших залах представлены гравюры, акварели и литографии пушкинского времени, портреты друзей поэта, подлинные свадебные туфельки жены Пушкина и фрагменты драпировки, некогда украшавшей одну из комнат квартиры поэта, подаренные музею в 1968 году коллекционером С. Лифарем. Здесь же представлены материалы, рассказывающие о дуэли 27 января 1837 года на Чёрной речке: копия анонимного пасквиля, полученного Пушкиным 4 ноября 1836 года, условия дуэли, подписанные секундантами А. С. Пушкина и барона Георга Геккерена (Дантеса) — К. К. Данзасом и виконтом Оливье д’Аршиаком (в литературе о Пушкине из-за неверной расшифровки французского инициала «О» обычно именуется Огюстом д’Аршиаком [1]).



Источники

  1. [www.baltinfo.ru/news/n35907 Обнаружен портрет секунданта Дантеса БалтИнфо.ru]

Напишите отзыв о статье "Музей-квартира А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)"

Ссылки

Культурное наследие
Российской Федерации, [old.kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=7810584000 объект № 7810584000]
объект № 7810584000
  • [www.museumpushkin.ru Официальный сайт Всероссийского музея А.С.Пушкина]
  • [www.museum.ru/M140 Российская сеть культурного наследия Музеи России]
  • [newizv.ru/news/2011-02-16/141113/ Интервью с Галиной Седовой, посвящённое музею и Александру Пушкину (газета «Новые Известия», 16 февраля 2011 года)]
  • [www.youtube.com/watch?v=2TUAfbOb16I&list=PL_QCOTUIndSG6OMqEUNaA2iYcT3cygDNd&index=14 Документальный фильм "Дом Пушкина на Мойке"]

Отрывок, характеризующий Музей-квартира А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)


Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.



Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.