Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1730-е)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург — историческое событие 17301732 годов, которое было инициировано Анной Иоанновной.

Это событие стало результатом политических перемен, связанных с новыми порядками и методами Петра II. Переезд был политическим ходом, который позволил оставить в Москве противников нового политического курса и продемонстрировал внутренним и внешним политическим силам единение политики Анны Иоанновны с курсом, намеченным Петром I.



События

В начале 1730 года Анна Иоанновна взошла на российский престол, и в мае того же года было объявлено о решении вернуть столицу в Санкт-Петербург[1]. Архитектор Доменико Трезини получил в конце 1730 года высочайшее распоряжение привести в порядок петербургские императорские дворцы.

Первоначально переезд был запланирован на 1731 год, но был осуществлён в январе 1732 года. Въезд императрицы в Санкт-Петербург стал помпезным событием, Невский проспект был специально украшен. Лучшие русские архитекторы своего времени (Д. Трезини, М. Г. Земцов, И. К. Коробов) построили на пересечении Мойки и Фонтанки трёхпролётные триумфальные арки с местами для избранных горожан и музыкантов. Эти триумфальные арки были обильно украшены колоннами, позолоченной резьбой и скульптурой[2].

Церемония прибытия царского двора была достаточно пышной. Вдоль всего Невского проспекта шпалерой были построены гвардейские полки, которые приветствовали императрицу. Въезд императрицы в город был ознаменован колокольным звоном, пушечной пальбой, музыканты разместились на построенных арках и играли на литаврах и трубах[2].

Напишите отзыв о статье "Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1730-е)"

Примечания

  1. С. М. Соловьев. [www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv19p3.htm История России с древнейших времен] (1851—1879). Проверено 12 июня 2010. [www.webcitation.org/67HCYW7us Архивировано из первоисточника 29 апреля 2012].
  2. 1 2 Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л.: Лениздат, 1985. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).

Отрывок, характеризующий Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1730-е)

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг'идет, не пг'идет Долохов, надо бг'ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг'ами. И по выстг'елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.