Пиф-паф, ой-ой-ой!

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Пиф-паф, ой-ой-ой!

Кадр из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой!»
Тип мультфильма

рисованный

Жанр

пародия, музыкальный

Режиссёр

Виталий Песков,
Гарри Бардин

Автор сценария

Юрий Энтин

Художник-постановщик

Виталий Песков

Роли озвучивали

Ролан Быков,
Ян Арлазоров,
Владимир Качан,
Ирина Муравьева,
Владимир Богачев,
Жанна Рождественская,
Гарри Бардин

Композитор

Максим Дунаевский

Оператор

Игорь Шкамарда

Звукооператор

Нелли Кудрина

Студия

ТО «Экран»

Страна

СССР СССР

Дистрибьютор

Гостелерадио СССР

Длительность

17 мин.

Премьера

1980

IMDb

ID 1291069

Аниматор.ру

[www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=4689 ID 4689]

«Пиф-паф, ой-ой-ой!» — музыкальный мультипликационный фильм для взрослых; составлен из театральных пародий, разыгранных на сюжет популярного шуточного стихотворения Фёдора Миллера.





Сюжет

Мультипликационная пародия на пять театральных жанров: драматический театр, оперетта, детский утренник, экспериментальная постановка, опера.

Первая часть — драма

В первой части мультфильма показан не сам спектакль, а очередная репетиция в театре. Нервный режиссёр пытается добиться от артистов качественной игры, однако этому есть множество препятствий. Так, артист, изображающий кукушку, роль которой состоит в том, чтобы прокуковать пять раз в начале спектакля, никак не может выучить текст; Охотник, по замыслу режиссёра жестокий и кровожадный, по доброте душевной никак не может заставить себя причинить боль Зайцу; ружьё в руках охотника не нравится режиссёру, и режиссёр убегает за автоматом вдаль по нарисованному на заднике сцены пейзажу. В финале появляется заяц на костылях, и режиссёр заявляет, что сейчас репетиция будет начата сначала.

Так. Всё ясно. Здесь всё ясно, мне всё ясно, начнём репетировать...
Кукушечка, маленькая моя, ты на месте?
Стоп! Когда вы будете знать текст!
Автор думал, слова подбирал, понимаете...
Стоп! Почему обязательно если зайчик, то он прыгает, а? У автора: „вышел“, „вышел по-гу-лять“, „вышел“. Вы гуляете — и зайчик вышел погулять. Может он погулять?..
Стоп! Охотник вдруг выбегает, понимаете... Вдруг, неожиданно выбегает охотник! Неожиданно выбегает... Испугался!
Какая-то в этом есть натяжка...
От такого выстрела не умрёшь. Ну, не умрёшь. А у автора он умирает...

Вторая часть — оперетта

Во второй части мультфильма сюжетом оперетты является обычная для этого жанра любовная интрига. Зай и Зая сидят на лавке, но вдруг появляется иностранный граф Пиф-Паф и пытается обольстить Заю, которая начинает с ним кокетничать. Однако потом появляется жена Пиф-Пафа, и он, внезапно утратив свой пыл, уходит вместе с ней; после этого происходит воссоединение Зая с Заей.

Ах, Зая! Вот охотник выбегает. И я вижу, как он глазками стреляет!
Я есть большой охотник до маленьких забав.
Пиф-паф женат! Вот потеха! Ха-ха-ха!.. Умираю от смеха.
Ах, Зая, зажги огонь в очах. — Зажгу.

Третья часть — детский утренник

В третьей части мультфильма представление на детском утреннике длится так недолго, что сигарета, которую закурил режиссёр перед началом спектакля, не успевает истлеть к его концу. По сценарию утренника, маленький Зайчик Непослушайчик, которого играет полная актриса, по возрасту вышедшая в тираж, заблудился в лесу. Это произошло потому, что, по его собственному признанию, он «мамочку часто не слушал», «плохо морковочку кушал» и «баиньки поздно ложился»: «И вот результат — заблудился!». Затем появляется коварный, но простоватый Охотник и, спросив у детей, куда побежал заяц, убивает последнего, взваливает себе его на спину (вместе с пеньком) и с трудом уносит со сцены. После этого Охотник, Заяц и режиссёр выходят на сцену, чтобы спеть заключительную песенку, убеждающую детей слушаться своих родителей.

Важнейшие психологически персонажи этой части - юные зрители, представленные зрительской массой и тремя типичными представителями, а именно простоватым жующим толстяком, ковыряющим в носу драчуном и сидящим между ними худеньким скептиком-отличником в очках, пожимающем плечами в ответ на вопрос Режиссёра: "Кто умеет считать до пяти?", причем, первые двое в ответ на этот вопрос с надеждой смотрят на Отличника.

Деточки, кто умеет считать до пяти?
Сейчас убью, убью...

Четвёртая часть — «экспериментальная постановка»

В четвёртой части мультфильма мотивы, звучащие в экспериментальной постановке, позаимствованы из популярного мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Ведущий (внешне напоминающий Владимира Мулявина) объявляет, что сейчас будет показана «Драма Пиф-Паф», затем тень охотника убивает тень зайца, и ведущий объявляет, что драма уже показана. После этого звучит финальная песня (с использованием мелодии из мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»), и постановка завершается. Тень зайца возносится на небо.

Ми-мэ-мо, мо, мимо смысла, мимо-мо, мо.
Мы вам покажем драму „Пиф-паф“. Охотник и заяц: кто прав, кто не прав...
Думайте! Думайте! Думайте! Думайте!.. Думай!
Наше кредо — немногословность. Условность, условность, условность...

Пятая часть — опера

Пятая часть мультфильма начинается с монолога автора оперы, который рассказывает о себе и о том, что музыка была взята у известных композиторов, и объясняет, почему это, по его мнению, не является плагиатом. Затем открывается занавес, и хор поёт вступление. На сцену выходит Заяц — низенький упитанный тенор — и поёт свою арию, в которой рассказывает о своих недобрых предчувствиях. После фразы хора «Предчувствия его не обманули» на сцене появляется Охотник — высокий худой бас, внешне очень похожий на эйзенштейновского Ивана Грозного, но по сюжету являющийся скорее сторожем морковного поля. С интонациями Мефистофеля он заявляет, что Заяц съел его морковь; они спорят, причём к спору подключается хор, и Охотник вызывает Зайца на дуэль. Заяц поёт скорбную арию, после чего охотник стреляет в него из ружья. Заяц падает, охотник уходит, хор восклицает: «Ой!» Затем Заяц встаёт и рассказывает, что остался жив. После этого хор поёт заключительные слова, артисты кланяются, занавес закрывается. После закрытия занавеса начинаются титры мультфильма.

Эта часть изобилует цитатами из опер: «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др.

Почему я как композитор-оперник тяготею к классике? Это у меня с детства. В детстве я очень любил играть в классики...
Как сказал классик, надо брать музыку у народа, и только обрабатывать её. Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берёшь у композитора — это, собственно говоря, берёшь у народа, берёшь у народа — берёшь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит „плагиат“, я говорю „традиция“.
Я вышел в лес гулять — мне боязно, мне страшно... Моя душа предчувствием полна... — Предчувствия его не обманули!
Я не ел морковь!
Сейчас прольётся чья-то кровь...
Принесут меня домой — Окажуся я живой! — И ещё неоднократно выйдет зайчик погулять!

Съёмочная группа

Напишите отзыв о статье "Пиф-паф, ой-ой-ой!"

Примечания

Ссылки

  • «Пиф-паф, ой-ой-ой!» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • [www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=4689 «Пиф-паф, ой-ой-ой!»] на «Аниматор.ру»
  • [2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=4752 «Пиф-паф, ой-ой-ой!»] на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • [www.bardin.ru/f1980.htm «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Страница на официальном сайте Гарри Бардина]
  • [mebu.ru/stf/catalog.php?fl=1&letter=%cf Творческое объединение «ЭКРАН»]

Отрывок, характеризующий Пиф-паф, ой-ой-ой!

В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.


Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu'il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l'Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l'Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l'Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l'Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.