Пушкинская улица (Ростов-на-Дону)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Пушкинская улица
Ростов-на-Дону
Общая информация
Страна

Россия

Регион

Ростовская область

Город

Ростов-на-Дону

Район

Ленинский Кировский

Протяжённость

~ 3, 45км

Прежние названия

Кузнецкая улица (до 1885 года)

Координаты: 47°13′20″ с. ш. 39°42′03″ в. д. / 47.22222° с. ш. 39.70083° в. д. / 47.22222; 39.70083 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=47.22222&mlon=39.70083&zoom=17 (O)] (Я)

Пу́шкинская у́лица (Пу́шкинский бульв́ар) — улица в центре города, одна из самых красивых улиц Ростова-на-Дону. Здесь расположено много старинных зданий, памятников, необычных деревьев, искусно оформленных клумб. Улица представляется небольшим бульваром посередине. Начинается на Доломановском переулке. До Будённовского проспекта бульвар небольшой (1/5 всей улицы). До Ворошиловского проспекта бульвар уже занимает половину всей улицы. После Ворошиловского проспекта бульвар занимает три четверти всей улицы. После улицы Чехова бульвар занимает всю улицу и она до самого конца имеет статус пешеходной.





История

Улица зелёная и тенистая по сравнению с другими в центре города, на ней находятся две библиотеки, факультет филологии и журналистики, музей. Имеет статус парковой зоны.

Первоначально улица называлась Кузнецкой и появилась на плане города в 1870 году. Вдоль северной стороны улицы в начале и в середине XIX века (тогда еще не находящейся официально на плане города) простиралась степь. Между улицами Кузнецкая и Загородная (позже — Садовая, ныне — Большая Садовая) располагались сады и Генеральная балка (ныне — улица Согласия, Малый переулок). Здесь, на северной окраине, за Городским садом, предположительно находились кузнечные мастерские. Улица долгое время была неблагоустроенной, часть её проходила прямо по валам и рвам бывшей крепости Дмитрия Ростовского, временами от воды образовывалось непросыхающее болото. Всё стало меняться, начиная с 1870-х годов, когда на Кузнецкой стали строить особняки состоятельные купцы и промышленники. Превращение неказистой улицы в зелёную и благоустроенную, одну из красивейших в городе, связанной с именем известного фабриканта Я. С. Кушнарёва: он в 1881 году выстроил здесь табачную фабрику и клубное заведение, и проявил инициативу о насаждении бульвара[1]. В 1885 году городская Дума решила переименовать улицу, назвав её в честь великого поэта. А. С. Пушкин бывал в Ростове проездом несколько раз, впервые — в 1820 году, по дороге на Кавказские минеральные воды, вместе с семьёй генерала Раевского. В Ростове Раевский и Пушкин осмотрели крепость, побывали у Богатого колодезя[2].

В начале XX века Пушкинская стала второй по значению после Большой Садовой. Здесь появилось электрическое освещение, её украсили купеческие особняки и доходные дома, построенные лучшими архитекторами. Самыми приметными постройками были фабрика и дом В. С. Кушнарёва, Екатерининская женская гимназия, особняк купца И. А. Супрунова, привезённый из Италии[2], доходный дом Е. М. Шпильрейн, особняки П. И. Крамера, А. А. Домбровского, Н. Е. Парамонова, дом градоначальника… Здесь же находился городской сад.[2].

Современное состояние

На улице Пушкинской рядом с пересечением с проспектом Ворошиловским в 1959 году установлен памятник А.С. Пушкину, авторами которого являются Г. А. Шульц и М. А. Минкус.

Сегодня особый колорит Пушкинской создают выразительная архитектурная пластика сохранившихся старинных фасадов, уютные маленькие кофейни и магазинчики, тенистые аллеи и уютные скамейки, стелющаяся густым ковром среди пешеходных дорожек зелень, знаменитые пушкинские шары (памятник «Пушкинские герои») — одно из замечательных признаний в любви к великому поэту (автор шаров — скульптор А. А. Скнарин)[3].

В 2010 бульварная часть улицы на участке от Театрального проспекта до Будённовского проспекта получила юридический статус парковой зоны[4].

В 2011 году началась реконструкция улицы, начиная от Доломановского и до Будённовского.

В 2013 году на улице Пушкинской был организован бесплатный Wi-Fi[5]. В настоящее время не действует.

Примечательные здания и сооружения

См. также

Напишите отзыв о статье "Пушкинская улица (Ростов-на-Дону)"

Примечания

  1. Записки Ростовского на Дону общества Истории, Древностей и Природы. Том 2.
  2. 1 2 3 [www.donlib.ru/rostov-streets/2010/7/20/ulica-pushkinskaya.html Улицы Ростова. Пушкинская. Централизованная библиотечная система Ростова-на-Дону]
  3. [foretime.ru/pamyatnik-pushkinskie-geroi-v-rostove-na-donu/ Памятник Пушкинские герои в Ростове-на-Дону]
  4. [www.rostov-gorod.ru/?ID=4520&DETAIL=92800 О придании статуса парковой зоны улице Пушкинской]
  5. Анна Дунаева. [161.ru/text/newsline/686358.html В Ростове на Пушкинской подключили бесплатный Wi-Fi] (рус.). 161.ru (7 августа 2013). Проверено 20 августа 2013. [www.webcitation.org/6JGf2nx0I Архивировано из первоисточника 31 августа 2013].

Литература

  • Волошинова Л. Ф. Пушкинская улица. — Ростов-на-Дону: «Донской издательский дом», 2000. — (Серия "Судьбы улиц, площадей, зодчих"). — ISBN 5-87688-250-X.

Ссылки

  • [rostovlife.ru/tv/shows/view/id/1688 Экскурсии по Ростову. Прогулка по Пушкинской], Ростов ТВ
  • [rostovlife.ru/tv/shows/view/id/1746 Экскурсии по Ростову. Достопримечательности Пушкинской], Ростов ТВ

Отрывок, характеризующий Пушкинская улица (Ростов-на-Дону)

– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.


– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m'aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c'est l'estomac… dites que c'est l'estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.
– Mon Dieu! Mon Dieu! [Боже мой! Боже мой!] Oh! – слышала она сзади себя.
Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка.
– Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку.
– Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует.
– Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.)
– Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет.
Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое.
Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату.
– С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув.
– Ах как я рада, няня.
– Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту.
В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет.