Сервера-и-Топете, Паскуаль

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Паскуале Сервера-и-Топете
Pascual Cervera y Topete
Дата рождения

18 февраля 1839(1839-02-18)

Место рождения

Медина-Сидония

Дата смерти

3 апреля 1909(1909-04-03) (70 лет)

Место смерти

Пуэрто-Реаль

Принадлежность

Испания

Годы службы

1868-1898

Звание

адмирал

Сражения/войны

Испано-американская война

Награды и премии

Паскуа́ль Серве́ра-и-Топе́те (исп. Pascual Cervera y Topete; 18 февраля 1839, Медина-Сидония — 3 апреля 1909, Пуэрто-Реаль) — испанский адмирал.

Будучи младшим лейтенантом, принимал участие в морских операциях на побережье Марокко в кампаниях 1859—1860 годов. Участвовал в операциях у островов Сулу и Филиппин, а затем на Вест-Индском театре военных действий во время первой кубинской войны (1868—1878 годы). Возвратившись в Испанию в 1873 году, поступил на службу к карлистам. Проявил себя в обороне Караккского арсенала около Кадиса против федеральных войск.

В 1892 году стал морским министром в правительстве Сагасты, но вышел из состава кабинета, когда обнаружил, что его коллеги по политическим мотивам не хотят поддерживать его реформы и, более того, неблагоразумно урезают морской бюджет.

В 1898 году, во время войны с Соединёнными Штатами, был назначен главнокомандующим испанской эскадрой, отправленной в начале мая к Вест-Индским островам. Критически оценивал качества вверенного ему флота, что видно из писем Серверы, опубликованных после окончания войны. В апреле-мае совершил переход через Атлантический океан, но из-за нехватки угля не смог дойти до укреплённой Гаваны и укрылся в Сантьяго-де-Куба, где был заперт американцами.

3 июля 1898 года, исполняя приказ генерал-губернатора Кубы маршала Бланко, попытался прорваться через американскую блокаду, но неудачно. В сражении у Сантьяго-де-Куба флагманский корабль «Инфанта Мария-Тереза» получил тяжёлые повреждения от артиллерийского огня противника и загорелся. После ранения командира корабля Сервера приказал повернуть к берегу, где «Инфанта Мария-Тереза» выбросилась на мель. Вся остальная эскадра тоже была уничтожена. Из 2227 участвовавших в сражении испанских моряков 323 были убиты, большинство остальных попали в плен, включая адмирала.

После окончания войны и освобождения из плена вернулся на родину, где Сервера и его капитаны были преданы военному суду за сдачу в плен, но оправданы. В 1901 году стал вице-адмиралом, в 1902 году — командующим испанским флотом, в 1903 году — пожизненным сенатором.

Напишите отзыв о статье "Сервера-и-Топете, Паскуаль"



Примечания

Литература

  • Encyclopaedia Britannica. Chicago-London-Toronto, 1945. Vol.5. p. 164—165.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Отрывок, характеризующий Сервера-и-Топете, Паскуаль

– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу'ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г'афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова'ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.