Усубов, Ибрагим-Ага Муса-Ага оглы

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Ибрагим-Ага Усубов
азерб. İbrahim ağa Musa ağa oğlu Usubov
Дата рождения

6 марта 1872(1872-03-06)

Место рождения

Казах, Казахский уезд

Дата смерти

16 июня 1920(1920-06-16) (48 лет)

Место смерти

Наргин

Принадлежность

Российская империя
АДР

Род войск

Пехота

Годы службы

1894—1920

Звание

Генерал-майор

Командовал

122-й пехотный Тамбовский полк
2-я бригада 133-й пехотной дивизии

Сражения/войны

Русско-японская война
Первая мировая война

Награды и премии
Связи

Али Ага Шихлинский,
Михаил Фрунзе,
Нариман Нариманов,
Алигейдар Гараев

Ибрагим-Ага Усубов (азерб. İbrahim ağa Musa ağa oğlu Usubov; 6 марта 1872 — 16 июня 1920) — российский и азербайджанский военачальник, генерал-майор.





Молодость

Ибрагим-Ага Усубов родился 6 марта 1872 года в селе Юхары Салахлы Казахского уезда. Его отец, Муса-Ага, был офицером русской армии. Муса-Ага Усубов получил звание прапорщика 2 июля 1839 года. Был помощником начальника Почетной команды мусульман при Главнокомандующем Отдельным Кавказским корпусом князе Воронцове. 28 ноября 1845 года за отвагу и доблесть, проявленную в битвах против горцев в сёлах Дарго и Герзель, был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени. 9 июля 1848 года Муса-Ага Усубов становится подпоручиком, а 4 декабря 1854 года за безупречную службу произведён был в поручики. Муса-Ага Усубов получал пенсию 97 руб. 50 коп. серебром в год. Высочайшим приказом от 1 августа 1891 года Муса-Ага Молла-Юсуф оглы Усубов был исключён из списков умершим.

Общее образование Ибрагим-Ага получил в Тифлисском кадетском корпусе. По окончании в 1894 году Константиновского артиллерийского училища подпоручик Усубов был направлен в 122-й пехотный Тамбовский полк 31-й пехотной дивизии.

Карьера

В 1904 году штабс-капитан Усубов участвует в русско-японской войне. За отвагу в боях против японцев Усубов был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и орденом Святого Станислава (с мечом и бантом) 3-й степени.

Активно участвовал в Первой мировой войне. 14 октября 1914 года батальон, возглавляемый капитаном Усубовым, атаковал высоты вблизи села Мизинец, заставил австрийские силы отступить и три дня отражал австрийские контратаки. В декабре того же года Высочайшим приказом «за отличия в делах против неприятеля» произведён в подполковники со старшинством с 13 августа 1914 года.

1 августа 1915 года произведён в полковники и назначен командиром 122-го пехотного Тамбовского полка. 9 сентября 1915 года за проявленную в боях отвагу полковник Усубов был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. В январе 1917 года Усубов был назначен командиром бригады 133-й пехотной дивизии. 1 июля 1917 года становится генерал-майором.

Деятельность в АДР

В мае 1918 года поступает на службу в армию Азербайджанской Демократической Республики. Он вместе с Али Агой Шихлинским, Самедбеком Мехмандаровым, Абдулгамидом Гайтабашы, Джавад-беком Шихлинским участвует в создании армии АДР. Правительство АДР командировало Ибрагима Усубова в Италию с целью закупки военного обмундирования. С этой целью вёл переговоры с компаниями Генуи, Милана, Триенто, Турина и Вероны. Усубов превосходно владел французским, английским, немецким и польским языками.

Арест и расстрел

В начале июня 1920 года Ибрагим-ага Усубов был арестован в собственном доме, имущество описано. Генерал-майор Ибрагим-ага Усубов вместе с двенадцатью генералами и офицерами был расстрелян 16 июня 1920 года.

Семья

В 1910 году Усубов вступил в брак с младшей дочерью Закавказского муфтия Мирзы Гусейна Эфенди Гаибова — Говхар ханум. От этого брака у него были дочери Сурея, Нигяр и сын Исмаил, который погиб в 1940 году.

Источник

  • Назирли Шамистан. Расстрелянные генералы Азербайджана = Güllələnmiş Azərbaycan Generalları. — 2-е изд. — М. Баку, 2006. — С. 62 - 68. — 655 с.

См. также


Напишите отзыв о статье "Усубов, Ибрагим-Ага Муса-Ага оглы"

Отрывок, характеризующий Усубов, Ибрагим-Ага Муса-Ага оглы

M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]
– Non, non, de grace… Vous etes m lle Bourienne, je vous connais deja par l'amitie que vous рorte ma belle soeur, – говорила княгиня, целуясь с француженкой. – Elle ne nous attend рas? [Нет, нет, пожалуйста… Вы мамзель Бурьен; я уже знакома с вами по той дружбе, какую имеет к вам моя невестка. Она не ожидает нас?]
Они подошли к двери диванной, из которой слышался опять и опять повторяемый пассаж. Князь Андрей остановился и поморщился, как будто ожидая чего то неприятного.
Княгиня вошла. Пассаж оборвался на середине; послышался крик, тяжелые ступни княжны Марьи и звуки поцелуев. Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту. M lle Bourienne стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться.
Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание.
– Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J'ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…]
– J'ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.
Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату:
– И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув.
Lise вздрогнула тоже.
– Даже завтра, – отвечал брат.
– II m'abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l'avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…]
Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот:
– Наверное? – сказала она.
Лицо княгини изменилось. Она вздохнула.
– Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно…
Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала.
– Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же?
– То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна.
– И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости.
– Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни.
Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.