Шир-Али

Поделись знанием:
(перенаправлено с «Шир-Али-хан»)
Перейти к: навигация, поиск
Шир-Али<tr><td colspan="2" style="text-align: center; border-top: solid darkgray 1px;"></td></tr>

<tr><td colspan="2" style="text-align: center;">Шир-Али в 1869 году.</td></tr>

эмир Афганистана
1863 — май 1866
Предшественник: Дост Мухаммед
Преемник: Мухаммед-Афзаль Хан
эмир Афганистана
8 сентября 1868 — 1 декабря 1879
Предшественник: Мухаммед Азам-хан
Преемник: Мухаммед Якуб-хан
 
Вероисповедание: Ислам, суннитского толка
Рождение: 1825(1825)
Смерть: 21 февраля 1879(1879-02-21)
Род: Баракзаи
Отец: Дост Мухаммед

Шир-Али-хан сын Дост-Мухаммеда-хана из рода Баракзаев (1825-1879) — эмир афганистанский, один из младших сыновей эмира Дост Мухаммада.





Биография

После смерти отца в 1863 году захватил власть в городе Кандагаре, претендуя на звание эмира и на власть над всем Афганистаном[1]. Он встретил противодействие со стороны двух старших братьев, Афзула (отца Абдур-Рахмана) и Азима, властвовавших в Герате и вообще на севере страны. Из них первый (а после его смерти от холеры в 1867 г. и второй) тоже провозгласил себя эмиром. Война между братьями длилась 6 лет. Сначала Афзул (или, точнее, его сын Абдуррахман) одерживал победы, но после его смерти военное счастье оказалось на стороне Шир-Али. Абдуррахман бежал в русские владения, а эмир Азим умер (1869), и Шир-Али остался один эмиром Афганистана[1].

Его управление страной было продолжением управления его предшественников. Страна оставалась в прежнем варварском состоянии; правители отдельных городов и провинций были почти самостоятельными царьками, с которыми эмиру по временам приходилось вести войну; разбойники господствовали во многих местах страны, и правительство вело с ними переговоры как с равноправной стороной. Для развития страны ничего не было сделано. Сперва политика Шир-Али была англофильской, но во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Шир-Али сделал попытку воспользоваться возбуждением мусульманского фанатизма и начал войну с Англией в целях захвата некоторых мусульманских земель, ранее принадлежавших Афганистану, а потом присоединенных к Индии. В этой войне он был разбит, и, оставив власть своему сыну Якуб-хану, бежал в 1878 году в русские владения[1].

Напишите отзыв о статье "Шир-Али"

Примечания

  1. 1 2 3 Шир-Али // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Источники

  • [ru.rodovid.org/wk/Запись:602305 Шир-Али] на «Родоводе». Дерево предков и потомков

Литература

Отрывок, характеризующий Шир-Али

– Ты что говоришь про ополченье? – сказал он Борису.
– Они, ваша светлость, готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи.
– А!.. Чудесный, бесподобный народ! – сказал Кутузов и, закрыв глаза, покачал головой. – Бесподобный народ! – повторил он со вздохом.
– Хотите пороху понюхать? – сказал он Пьеру. – Да, приятный запах. Имею честь быть обожателем супруги вашей, здорова она? Мой привал к вашим услугам. – И, как это часто бывает с старыми людьми, Кутузов стал рассеянно оглядываться, как будто забыв все, что ему нужно было сказать или сделать.
Очевидно, вспомнив то, что он искал, он подманил к себе Андрея Сергеича Кайсарова, брата своего адъютанта.
– Как, как, как стихи то Марина, как стихи, как? Что на Геракова написал: «Будешь в корпусе учитель… Скажи, скажи, – заговорил Кутузов, очевидно, собираясь посмеяться. Кайсаров прочел… Кутузов, улыбаясь, кивал головой в такт стихов.
Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.
– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.
Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера.
Борис что то сказал своему генералу, и граф Бенигсен обратился к Пьеру и предложил ехать с собою вместе по линии.
– Вам это будет интересно, – сказал он.
– Да, очень интересно, – сказал Пьер.
Через полчаса Кутузов уехал в Татаринову, и Бенигсен со свитой, в числе которой был и Пьер, поехал по линии.


Бенигсен от Горок спустился по большой дороге к мосту, на который Пьеру указывал офицер с кургана как на центр позиции и у которого на берегу лежали ряды скошенной, пахнувшей сеном травы. Через мост они проехали в село Бородино, оттуда повернули влево и мимо огромного количества войск и пушек выехали к высокому кургану, на котором копали землю ополченцы. Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или курганной батареи.
Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля. Потом они поехали через овраг к Семеновскому, в котором солдаты растаскивали последние бревна изб и овинов. Потом под гору и на гору они проехали вперед через поломанную, выбитую, как градом, рожь, по вновь проложенной артиллерией по колчам пашни дороге на флеши [род укрепления. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ], тоже тогда еще копаемые.