Яблонец-над-Нисоу

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Город
Яблонец-над-Нисоу
Jablonec nad Nisou
Флаг Герб
Страна
Чехия
Край
Либерецкий край
Район
Координаты
Первое упоминание
Прежние названия
Габлонц
Город с
Площадь
31,39 км²
Высота центра
475 м
Население
45 200 человек (2012)
Часовой пояс
Почтовый индекс
466 01
Автомобильный код
L (старые JN)
Официальный сайт
[www.mestojablonec.cz tojablonec.cz]
Показать/скрыть карты

Я́блонец, Яблонец-над-Нисоу, Яблонец-над-Нисой (чеш. Jablonec nad Nisou, нем. Gablonz an der Neiße) — город в Чехии, на реке Ныса-Лужицка; второй по величине в Либерецком крае. Административный центр района Яблонец-над-Нисой.

Население 44,8 тыс. жит. (2007 год).

Издавна развита стекольная промышленность (производство технического стекла и бижутерии на заводе «Яблонекс»). Машиностроение, лёгкая (хлопчатобумажная) и химическая промышленность.

Яблонец впервые упоминается как деревня в 1356 году. Производство бижутерии начато здесь в XVIII веке. По указу австрийского императора Франца II деревня Яблонец получила в 1806 году статус городского поселения; 28 марта 1866 года Яблонец стал городом.

В XIX веке Яблонец процветал благодаря стекольной промышленности, но уже в начале XX века пришёл в упадок; население города значительно сократилось; в 1930-х производство бижутерии было приостановлено.

28 октября 1918 года Чехословакия объявила о своей независимости от Австро-Венгрии. Утром 11 декабря город был занят чешскими войсками из Млада-Болеслава. Немецкий Фольксвер не оказал сопротивления. По переписи населения 1930 года 79,5 % жителей города были немецкого происхождения или говорили на немецком и 16,5 % чешского происхождения или говорили на чешском языке. По переписи 2001 года соотношение составляет 1,5 % к 92,5 %.

В октябре 1938 года город был занят войсками гитлеровской Германии.

После Второй мировой войны началось возрождение яблонецкой стекольной промышленности.

Город является центром туризма и спорта (имеются плавательный бассейн, четыре стадиона (из них один хоккейный), 13 спортивных залов и 16 спортивных площадок). Соединён трамвайной линией с соседним городом Либерец.

Яблонец известен своими архитектурными сооружениями первой половины XX века, а также церковью Святого Духа в стиле барокко.



Население

Год 1869 1880 1890 1900 1910 1921 1930
Население 12 705 15 560 22 833 31 993 43 242 39 147 50 084
Год 1950 1961 1970 1980 1991 2001 2012
Население 32 749 36 116 36 679 42 179 45 937 45 266 45 200

См. также

Напишите отзыв о статье "Яблонец-над-Нисоу"

Ссылки

  • [www.jablonec.com/ru/ Яблонец-над-Нисоу] — Культурно-информационный центр  (рус.)
  • [www.mestojablonec.cz/ru/ Сайт городской администрации (на русском языке)]
  • [www.czechbeadsdirect.cz/jbc/pruvodce.htm Путеводитель по городу]
  • [www.czechbeadsdirect.cz/czech.asp История города]


Отрывок, характеризующий Яблонец-над-Нисоу

Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.


Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.