Звенигород-на-Оке

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск

Координаты: 53°06′14″ с. ш. 36°02′54″ в. д. / 53.10389° с. ш. 36.04833° в. д. / 53.10389; 36.04833 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=53.10389&mlon=36.04833&zoom=17 (O)] (Я) Звенигород-на-Оке, иногда Звенигород-Северский — древний русский город на высоком берегу реки Неполодь в современной Орловской области. Основан в XIII веке в составе Черниговского княжества, позже являлся столицей существовавшего с 1340 по 1440-е годы Звенигородского княжества — удела Карачевского княжества, одного из Верховских княжеств.

Хорошо сохранившееся городище локализовано на берегу реки Неполодь при впадении в неё лога Попов верх. На посаде недалеко от детинца стояла деревянная Никольская церковь, рядом с которой находились дворы причта. В.М. Неделин предполагает, что одновременно храм являлся и родовой усыпальницей князей Звенигородских.

В 1408 году, после захвата княжества Великим княжеством Литовским, князь Александр Фёдорович Звенигородский вместе с сыном Фёдором и князьями Михаилом Ивановичем Хотетовским, Свидригайлом Ольгердовичем, Патрикеем Наримантовичем и Семёном Перемышльским, оставив свои владения, выехали на московскую службу. Впоследствии князья Звенигородские становятся служилыми князьями великих князей Московских, занимая должности государевых воевод и наместников. Звенигород и окрестные замки-усадьбы были постепенно покинуты населением, а разгоревшиеся во второй половине XV века русско-литовские войны привели к их окончательному исчезновению.

Заезд к звенигородскому городищу с участка трассы Р92 Орёл-Болхов, которая в несколько спрямлённом виде проложена по старой Звенигородской дороге, являющейся ответвлением так называемого Свиного шляха.

Напишите отзыв о статье "Звенигород-на-Оке"



Ссылки

  • [www.geocaching.su/?pn=101&cid=1127 Описание древнего Звенигорода и фотографии городища] на сайте Geocaching.su

Отрывок, характеризующий Звенигород-на-Оке

– Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, – сказал он.
Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.
– La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son Mariei, et elle a pleure les larmes de ses yeux, [Княгиня Апраксина, бедняжка, потеряла своего мужа и выплакала все глаза свои,] – говорила она, всё более и более оживляясь.
По мере того как она оживлялась, князь всё строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михайлу Ивановичу.
– Ну, что, Михайла Иванович, Буонапарте то нашему плохо приходится. Как мне князь Андрей (он всегда так называл сына в третьем лице) порассказал, какие на него силы собираются! А мы с вами всё его пустым человеком считали.
Михаил Иванович, решительно не знавший, когда это мы с вами говорили такие слова о Бонапарте, но понимавший, что он был нужен для вступления в любимый разговор, удивленно взглянул на молодого князя, сам не зная, что из этого выйдет.
– Он у меня тактик великий! – сказал князь сыну, указывая на архитектора.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.