Монтескью-Фезенсак, Франсуа-Ксавье-Марк-Антуан де

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Франсуа-Ксавье-Марк-Антуан де Монтескью-Фезенсак
фр. François-Xavier-Marc-Antoine de Montesquiou-Fézensac<tr><td colspan="2" style="text-align: center; border-top: solid darkgray 1px;"></td></tr>

<tr><td colspan="2" style="text-align: center; border-top: solid darkgray 1px;"></td></tr>

Министр внутренних дел Франции
13 мая 1814 — 20 марта 1815
Монарх: Людовик XVIII
Преемник: Лазар Карно
 
 
Награды:

Франсуа-Ксавье-Марк-Антуан де Монтескью-Фезенсак (фр. François-Xavier-Marc-Antoine de Montesquiou-Fézensac; 3 августа 1757 — 4 февраля 1832) — французский политический деятель, член Французской академии.



Биография

Происходил из древнейшего дворянского рода Монтескью, ведущего своё происхождение от первых франкских королей Меровингов.

В 1782 году стал аббатом Больё (Beaulieu).

Был депутатом от духовенства Генеральных штатов 1789 года и Учредительного собрания, где вотировал в большинстве случаев вместе с правой. В 1792 г. он уехал в Англию и возвратился в Париж лишь после 9 термидора.

В 1814 г. был назначен членом временного правительства, участвовал в редактировании хартии, затем получил портфель министра внутренних дел. Кратковременное управление Монтескью министерством внутренних дел в 1814 г. было одной из причин непопулярности, в которую скоро впала Реставрация. Он внёс доклад о состоянии королевства, главные положения которого немедленно же были опровергнуты последующими событиями, требовал освобождения, от предварительной цензуры лишь книг в 30 листов и более, предполагал преобразовать систему народного образования и т. д.

После Второй реставрации Монтескью сделан был графом, позже герцогом и заседал в палате пэров до 1832 г. Легкомысленный Монтескью совершенно не годился в вожди партии, каким его на короткое время сделали обстоятельства.

Напишите отзыв о статье "Монтескью-Фезенсак, Франсуа-Ксавье-Марк-Антуан де"

Ссылки

  • Монтескью // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Р. Монтескью де Фезансак. [armagnac.narod.ru/Texts/Montes01.htm История дома де Монтескью-Фезансак]. — Париж: типография Guiraudet и Jouaust, 1847.
  • [bonapartnapoleon.ru/monteske-fezenzhak.html Монтескьё-Фезенсак]
  • [www.franciza.ru/monteskye.html Дом Монтескье]
Научные и академические посты
Предшественник:
Мори, Жан Сифрен
Кресло 15
Французская академия

18161832
Преемник:
Жэ, Антуан
Предшественник:
Жан-Николя Деменье
17-й Председатель Национального собрания
4 января 179017 января 1790
Преемник:
Ги-Жан-Батист Тарже
Предшественник:
Шарль Морис Талейран
21-й Председатель Национального собрания
28 февраля 179014 марта 1790
Преемник:
Жан-Поль Рабо де Сент-Этьен

Отрывок, характеризующий Монтескью-Фезенсак, Франсуа-Ксавье-Марк-Антуан де

– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».


Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.