Султан-Саид-хан

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Султан-Саид-хан Абу-л-Фатх
Хан Мамлакат-и Моголийе
03.09.1514 — 09.07.1533
Предшественник: Мансур-хан
Преемник: Абд ар-Рашид-хан I
 
Вероисповедание: Ислам
Рождение: 1487(1487)
Моголистан
Смерть: 9 июля 1533(1533-07-09)
Малый Тибет (Ладак)
Род: Туглуктимуриды
Отец: Султан-Ахмад-хан I
Дети: Абд ар-Рашид-хан I,
Искандер-султан,
Ибрахим-султан

Султан-Саид-хан Абу-л-Фатх (1487—09.07.1533) — основатель и первый хан государства Мамлакат-и Моголийе, иначе называемого Могулия или Яркендское ханство, (1514—1533), а также Центрального Моголистана (1514—1522). Третий сын Султан-Ахмад-хана I Моголистанского.

В 1504—1508 гг. находился среди киргизов Моголистана, которые избрали правителем его брата Султан-Халила. Всё это время они вели междоусобную войну со своим дядей Султан-Махмуд-ханом I. В 1508 г. после убийства Султан-Махмуд-хана I вместе с братом Султан-Халилом вступил в борьбу за власть с Мансур-ханом, однако в том же году был разбит им в битве при Чарун-Чулане близ Алматы и бежал в леса около Нарына, а через несколько месяцев отправился в Кабул, где поступил на службу к своему двоюродному брату Бабуру. В 1509—1511 гг. управлял Ташкентом. В 1511 г. вместе с Бабуром вернулся в Мавераннахр и в 1512 г. был назначен правителем Ферганы.

В 1514 г. во главе пятитысячного войска через перевал Торугарт (близ оз. Чатыр-Куль), вместе со своим соратником и двоюродным братом Мирза Мухаммад Хайдар дуглатом начал военные действия против владетеля Манглай-Субе амира Аба Бакра бин Саниз-мирзы. Разбив войска амира Аба Бакра, он захватил Кашгар, Яркенд, Янги-Хисар, Хотан, Аксу, Кусан и основал независимое ханство Мамлакат-и Моголийе (Могулия) со столицей в Яркенде. В 1516 г. состоялась его встреча со старшим братом Мансур-ханом, правителем Моголистана. Султан-Саид-хан формально признал старшего брата верховным ханом, обязался чеканить монету с его именем и упоминать его в хутбе.

В 1522 г. откочевавшие из улуса мангытов узбек-казаки вытеснили его из Центрального Моголистана.

Умер от приступа астмы в горах, возвращаясь из похода на Малый Тибет (Ладак).

Напишите отзыв о статье "Султан-Саид-хан"



Литература

  • Акимушкин О. Ф. Средневековый Иран: Культура, история, филология. — СПб.: Санкт-Петербург "Наука", 2004. — С. 212-264. — 403 с. — (Восток: Общество, культура, религия). — 1200 экз. — ISBN 5-02-027059-8.
  • Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. — М.: АС:АСТ МОСКВА, 2006. — 445 с. — (Историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-0358040.
  • Мирза Мухаммад Хайдар. [www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm Тарихи Рашиди].

Отрывок, характеризующий Султан-Саид-хан

– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.


У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.