Тянь-Шаньская физико-географическая станция

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Тянь-Шаньская физико-географическая станция
(ТШФГС)
Международное название

Tien-Shan Physical-Geographical Station

Основан

1948

Директор

Р. Д. Забиров

Сотрудников

50-100

Расположение

Киргизия

Юридический адрес

Кызыл-Суу

К:Научные институты, основанные в 1948 году

Тянь-Шаньская физико-географическая станция (ТШФГС) — научный стационар Института географии АН СССР и АН Киргизской ССР по изучению географии (гляциология, геоморфология, биогеография), биологии (териология, орнитология, энтомология) и вопросов охраны природы.

Экспериментально исследовать физико-географические процессы целесообразно на предназначенных для этого станциях. Первой такой комплексной полевой станцией была созданная вскоре после окончания войны Тянь-Шаньская физико-географическая станция Института географии АН СССР, расположенная в окрестностях села Покровка (переименована в Кызыл-Суу) на южном берегу озера Иссык-Куль в верховьях реки Чон-Кызыл-су.





История

  • 1945 — Начало работы Комплексных Северо- и Южно-Киргизских экспедиций АН СССР. Они положили начало географическим исследованиям в Иссык-Кульской котловине и в орехово-плодовых лесах на юге Киргизии.
  • 1948 — Открытие Тянь-Шаньской высокогорной физико-географической станции Института географии АН СССР. Стационар образован на базе Северо-Киргизской экспедиции в бассейнах рек Чон-Кызыл-су (хребет Терскей-Алатау). Здесь впервые было начато комплексное исследование всех компонентов природной среды в разных высотных поясах от сухостепного до гляциально-нивального с количественным изучением динамики природных процессов
  • 1955 — станция передана в состав АН Киргизской ССР.
  • 1957 — по программе Международного геофизического года в были проведены комплексные исследования по горной гидрологии, гляциологии и мерзлотоведению.
  • 1960-е — на станции проводится комплексное изучение природы Иссык-Кульской котловины. В связи с организацией на озере Иссык-Куль всесоюзной здравницы изучаются её бальнеологические ресурсы. Станция включена в мировую сеть гляциологических учреждений. Проводятся палеоботанические исследования[1]
  • 1970-е — Издаются Труды Станции со статьями и монографиями сотрудников.
  • 1978 — Юбилейная конференция и празднование 30-летия Станции.
  • 1988 — Юбилейная конференция и празднование 40-летия Станции.
  • 1997 — Переименование в Тянь-Шаньский высокогорный научный центр при Институте водных проблем и гидроэнергетики, Национальная академия наук Кыргызской Республики.

Сотрудники Станции

Напишите отзыв о статье "Тянь-Шаньская физико-географическая станция"

Литература

Сотрудниками станции были написаны многочисленные статьи и монографии, посвященные различным проблем озера Иссык-Куль и его бассейна.

Вопросам динамики берегов посвящена работа В. Н. Коротаева «Береговая зона озера Иссык-Куль» (1967), палеогеографии котловины — монография «Разрез новейших отложений Иссык-Кульской впадины» (1971). Монография «Озеро Иссык-Куль» (1978), написанная коллективом авторов, является сводной работой по озеру. Монография «Озеро Иссык-Куль как природный комплекс» В. В. Романовского (1991) обобщает многолетние гидрологические, геоморфологические, батиметрические и биологические исследования автора.

Библиографии

  • Благообразов В. А. Тянь-Шаньская физико-географическая станция: (библиографический указатель). Фрунзе: Илим, 1965. 228 с.
  • Жердева В. А., Благообразов В. А. Диких Л. Л. Тянь-Шаньская физико-географическая станция: аннотированный библиографический указатель работ 1964—1980 гг. Тянь-Шаньская высокогорная физико-географическая станция (Кыргыз ССР илимдер академиясы) Изд-во «Илим», 1985. 275 с.
  • Библиография П. П. Второва.
  • Библиография [www.riverdelta.ru/index.php/nauchnye-raboty В. Н. Коротаева].

Труды сотрудников

  • Второв П. П., Перешкольник С. Л. Соотношения биомасс рептилий и наземных беспозвоночных на западе Иссыккульской котловины // Структурная и функционально-биогеоценотическая роль животного населения суши. М.: изд-во МОИП и ИГАН, 1967.
  • Второв П. П., Перешкольник С. Л. Рептилии аридных территорий Прииссыккулья // Физическая география Прииссыккулья. Фрунзе: Илим, 1974.
  • Злотин Р. И. Жизнь в высокогорьях. М.: Мысль, 1975. 240 с.

См. также

Примечания

  1. Азыкова Э. К., Алешинская З. В. Палеоботаническая характеристика плиоценовых и ранне- плейстоценовых отложений Восточного Прииссыкулья. Фрунзе: Илим, 1967. С. 23–67.
  2. Ученые Кыргызстана — [www.open.kg/about-kyrgyzstan/famous-personalities/938-azykova-emiliya-kulievna-doktor-geograficheskih-nauk.html Азыкова Э. К.]
  3. Ученые Кыргызстана — [www.open.kg/about-kyrgyzstan/famous-personalities/scientists-kyrgyzstan/2555-dikih-anatoliy-nikitovich-1937.html Диких А. Н.]
  4. Коротаев В. Н. Место работы [www.riverdelta.ru/index.php/bibliograficheskaya-statya?showall=&start=1 riverdelta.ru]
  5. Кренке А. Н. Станционные люди // В нашем доме на Старомонетном на выселках и в поле. М.: КМК, Институт географии РАН, 2012. С. 226—231.

Ссылки

  • [commons.wikimedia.org/wiki/Category:Tian_Shan_Physical_Geographic_Station Фотографии Станции]
  • [www.scorcher.ru/glaciology/letter.php Предложение по созданию международного научного центра]
  • [search.rsl.ru/ru/results#/?query=%D0%A2%D1%8F%D0%BD%D1%8C-%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&c%5B0%5D=0&c%5B1%5D=1&c%5B2%5D=2&c%5B9%5D=9&c%5B13%5D=13&c%5B7%5D=7&c%5B12%5D=12&c%5B4%5D=4&c%5B5%5D=5&ce%5Bknigafond%5D=knigafond&ce%5Blitres%5D=litres&ce%5Brespublica%5D=respublica&ce%5Bebsco%5D=ebsco&infinityView=1&snippets=1&searchTxt=1 Работы Станции в каталоге РГБ]
  • Конференции ТШФГС
  • [archive.is/4NevT Труды ТШФГС]
  • [www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=11082 Возвращение на Тянь-Шань] — МГУ, 2015 г.

Отрывок, характеризующий Тянь-Шаньская физико-географическая станция

– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему , соблазнителю, эту историю. Теперь этот он , настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.