Набу-апла-иддин

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск

Набу-апла-иддин (Nabû-apla-idina I; букв. «Набу даровал наследника») — царь Вавилонии, правивший приблизительно в 888855 годах до н. э. Сын Набу-шум-укина I

Набу-апла-иддину удалось отбросить за Евфрат сутиев. Слово «сутии» к этому времени утратило своё этническое содержание и стало обозначать массу неоседлого населения. Прекратив их набеги, Набу-апла-иддин избавил вавилонских крестьян от постоянных грабежей и разрушений. По-видимому, это сделало возможным возрождение вавилонской экономики. Подробности данного процесса из-за отсутствия источников остаются неизученными. Однако о нём можно судить на основании косвенных данных. Так о многом говорит строительная деятельность Набу-апла-иддина, при которой он широко развернул работы по обновлению чуть ли не всех крупных храмов в Вавилоне, Борсиппе, Сиппаре и Уруке. Одновременно он подарил этим храмам большие участки земли.

В своем стремлении восстановить Вавилонское царство Набу-апла-иддин дошёл до Приморья, где закрепилась халдейская династия. По всей вероятности, вавилонский царь не имел намерения завоевать это государство, тем более что оно не проявляло никакой враждебности. Надо полагать, что Набу-апла-иддин собирался ограничиться там демонстрацией силы. Вавилону в это время приходилось считаться с Ассирией, отношения с которой вновь обострились.

Почти всё время правления Набу-апла-иддина ассирийский трон занимал Ашшур-нацир-апал II — очень воинственный и жестокий царь. В 879 году до н. э. Набу-апла-иддин поддержал восстание князя Сухи Шадуду против ассирийского царя Ашшур-нацир-апала II, и даже послал ему на помощь войска под командованием своего брата, но потерпел поражение. Несмотря на этот конфликт, Набу-апла-иддин оказался в состоянии избежать и прямой войны с Ассирией и существенной потери своих территорий.

Напишите отзыв о статье "Набу-апла-иддин"



Литература

  • [replay.waybackmachine.org/20080511203747/www.genealogia.ru/projects/lib/catalog/rulers/1.htm Древний Восток и античность]. // [replay.waybackmachine.org/20080511203747/www.genealogia.ru/projects/lib/catalog/rulers/0.htm Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт.] / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
VIII Вавилонская династия (Династия «Э»)
Предшественник:
Набу-шум-укин I
царь Вавилона
ок. 888 — 855 до н. э.
Преемник:
Мардук-закир-шуми I
Преемник:
Мардук-бел-узати


Восьмая Вавилонская династия (Династия «Э»)
(979732 до н. э.) — правила 248 лет

Набу-мукин-аплиНинурта-кудурри-уцур IIМар-бити-аххе-иддинШамаш-мудаммикНабу-шум-укин IНабу-апла-иддинМардук-бел-усатиМардук-закир-шуми IМардук-балашу-икбиБаба-ах-иддин5 неизвестных царейНинурта-аплаАдад-шум-ибниМардук-бел-зериМардук-апла-уцурЭриба-МардукНабу-шум-ишкунНабонасарНабу-надин-зериНабу-шум-укин II

Отрывок, характеризующий Набу-апла-иддин

– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал .


Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта.