Барклай-де-Толли-Веймарн, Александр Петрович

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Барклай-де-Толли-Веймарн, Александр Петрович
нем. Alexander Magnus Friedrich Fürst Barclay de Tolly-Weymarn
Дата рождения

22 декабря 1824(1824-12-22)

Место рождения

Дрезден

Дата смерти

25 апреля 1905(1905-04-25) (80 лет)

Место смерти

Дрезден

Принадлежность

Российская империя Российская империя

Род войск

пехота

Звание

генерал от инфантерии
генерал-адъютант

Командовал

Павловский лейб-гвардии полк
24-я пехотная дивизия
1-й армейский корпус

Александр Петрович Веймарн (1824—1905), с 1859 года: князь Барклай-де-Толли-Веймарн (Alexander Magnus Friedrich Fürst Barclay de Tolly-Weymarn) — генерал от инфантерии, генерал-адъютант русской императорской армии. Сын Вильгельма Петера Йоста фон Веймарна.





Биография

Александр Магнус Фридрих фон Веймарн родился 22 декабря 1824 года в Дрездене. Из остзейского дворянского рода Веймарн, лютеранского вероисповедания. Владел несколькими имениями на территории современного Волосовского района Ленинградской области, среди которых — Терпилицы и Касково.

2 августа из камер-пажей произведен в прапорщики Лейб-Гвардейского Преображенского полка. С 6 декабря 1844 года подпоручик. 1 июня 1846 года назначен адъютантом к Его Императорскому Величеству Великому князю Михаилу Павловичу. 23 марта 1847 года произведен в поручики, 3 апреля 1849 года в штабс-капитаны и в этом же году пожалован в флигель-адъютанты, награждён орденом Святой Анны 3 степени и 10 ноября назначен старшим адъютантом управления Императорской Главной Квартиры и Собственного Его Величества конвоя.

В 1852 году удостоился получить изъявления Монаршего благоволения. В 1853 году награждён орденом Святой Анны 2 степени, а 6 декабря произведен в капитаны. 18 мая 1855 года князь за отличие произведен в полковники и в этом же году удостоился Изъявления Монаршего благоволения. В 1856 году награждён орденом Святого Владимира 4 степени и 2 августа назначен комендантом Императорской Главной Квартиры. В 1858 году награждён Императорской Короной к ордену Святой Анны 2 степени.

Высочайше утверждённым, 8 декабря 1859 года, мнением Государственного совета флигель-адъютанту, полковнику Александру Магнусу-Фридриху Петровичу Веймарн дозволено принять фамилию и титул двоюродного дяди своего, князя Эрнста-Магнуса Михайловича Барклай-де-Толли, и именоваться князем Барклай-де-Толли-Веймарн.

В 1860 году удостоился изъявления Монаршего благоволения, награждён орденом Святого Владимира 3 степени и 30 августа произведен в генерал-майры, с назначением в Свиту Его Величества. В 1861 году получил орден Святого Станислава 1 степени и изъявление Монаршего благоволения. 12 декабря 1863 года князь назначен командиром Лейб-Гвардейского Павловского полка, которым он и командовал до 30 августа 1867 года, когда был произведен в генерал-лейтенанты. За время командования полком в 1864 году князь получил орден Святой Анны 1 степени. 30 августа 1866 года пожалован арендою в 1500 рублей. 16 апреля 1867 года назначен генерал-адъютантом.

10 ноября 1868 года назначен начальником 24-й пехотной дивизией. В 1869 году награждён орденом Святого Владимира 2 степени, в 1871 году орденом Белого орла и в 1875 году орденом Святого Александра Невского.

По Высочайшему повелению, от 2 ноября 1872 года, разрешено потомству генерал-адъютанта князя Александра Барклай-де-Толли-Веймарн, как мужского, так и женского пола, именоваться князьями и княжнами Барклай-де-Толли-Веймарн.

1 ноября 1876 года князь назначен командиром 1-го армейского корпуса.

В 1886 году князь награждён бриллиантовыми знаками к ордену Святого Александра Невского. 19 января 1888 года князь сдал корпус. Состоял по гвардейской пехоте и числился лейб-гвардейском Павловском полку. Скончался 25 апреля 1905 года.

Семья

С 1849 года состоял в браке с баронессой Марией Фредерикой фон Зедделер (1825—1868), дочерью генерал-лейтенанта Л. И. Зедделера. Супруги имели троих детей:

  • Александрина Августа Ольга (Ада, 1854—1945), с 1883 г. замужем за Алексеем фон Крузенштерном (1859-1909).
  • Людвиг Александр Михаэль (Луи, Логин Александрович, 1854—1903), петергофский уездный предводитель дворянства и деятель петербургского земства; с 1882 г. женат на Екатерине Фёдоровне Чернышёвой (1861-1925), дочери генерал-лейтенанта Ф. С. Чернышёва.
  • Мария Георгия Августа (Мира, 1863—1939), с 1888 г. замужем за бароном Георгом фон Тюмлером (1858-1922).

Награды

Российские:

Иностранные:

Источники

  • Фрейман, О.Р Пажи за 185 лет : Биогр. и портр. бывших пажей с 1711 по 1896 г. / Собр. и изд. О. фон Фрейман стр 377—378
  • Волков С. В., Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. — М., 2009.

Напишите отзыв о статье "Барклай-де-Толли-Веймарн, Александр Петрович"

Ссылки

  • [regiment.ru/bio/B/358.htm Русская Императорская армия]
  • [www.bbl-digital.de/eintrag// Барклай-де-Толли-Веймарн, Александр Петрович] в словаре Baltisches Biographisches Lexikon digital  (нем.)

Отрывок, характеризующий Барклай-де-Толли-Веймарн, Александр Петрович

Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г'асскажи ты мне пг'о себя, – сказал он.


Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.
Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке. В полутьме виднелись лошади в седлах, казаки, гусары, прилаживавшие шалашики на поляне и (чтобы не видели дыма французы) разводившие красневший огонь в лесном овраге. В сенях маленькой избушки казак, засучив рукава, рубил баранину. В самой избе были три офицера из партии Денисова, устроивавшие стол из двери. Петя снял, отдав сушить, свое мокрое платье и тотчас принялся содействовать офицерам в устройстве обеденного стола.
Через десять минут был готов стол, покрытый салфеткой. На столе была водка, ром в фляжке, белый хлеб и жареная баранина с солью.
Сидя вместе с офицерами за столом и разрывая руками, по которым текло сало, жирную душистую баранину, Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей.
– Так что же вы думаете, Василий Федорович, – обратился он к Денисову, – ничего, что я с вами останусь на денек? – И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: – Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю… Только вы меня пустите в самую… в главную. Мне не нужно наград… А мне хочется… – Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.
– В самую главную… – повторил Денисов, улыбаясь.
– Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал, – продолжал Петя, – ну что вам стоит? Ах, вам ножик? – обратился он к офицеру, хотевшему отрезать баранины. И он подал свой складной ножик.
Офицер похвалил ножик.
– Возьмите, пожалуйста, себе. У меня много таких… – покраснев, сказал Петя. – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый – и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте.
– А то не нужно ли вам кофейник? – обратился он к эсаулу. – Я у нашего маркитанта купил, чудесный! У него прекрасные вещи. И он честный очень. Это главное. Я вам пришлю непременно. А может быть еще, у вас вышли, обились кремни, – ведь это бывает. Я взял с собою, у меня вот тут… – он показал на торбы, – сто кремней. Я очень дешево купил. Возьмите, пожалуйста, сколько нужно, а то и все… – И вдруг, испугавшись, не заврался ли он, Петя остановился и покраснел.
Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.
– Вам кого, сударь, надо? – сказал голос из темноты. Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
– А! Весеннего? – сказал казак.
Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c'est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N'ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]