Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Достопримечательность
Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер
фр. Basilique Notre-Dame de Fourvière

Вид со стороны Соны
Страна Франция
Местоположение Лион
Конфессия Римско-католическая церковь
Архитектурный стиль неоготика
Автор проекта Пьер Боссан (fr:Pierre Bossan)
Дата основания 1870
Строительство 18721884 годы
Основные даты:
1168основание первой церкви на этом месте
XVI векцерковь разрушена, осталась капелла
1643молитва об избавлении от чумы
1840-ереставрация капеллы, установка статуи Девы Марии
1870молитва об избавлении от прусских войск
1872начало строительства существующей базилики
Статус  Записан (1977)
 Классифицирован (2014)
 Всемирное наследие ([whc.unesco.org/ru/list/872 №872], 1998, в составе всего центра города)
Состояние действующая
Сайт [www.fourviere.org/ Официальный сайт]
Координаты: 45°45′44″ с. ш. 4°49′21″ в. д. / 45.7622917° с. ш. 4.8225556° в. д. / 45.7622917; 4.8225556 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=45.7622917&mlon=4.8225556&zoom=18 (O)] (Я)

Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер — церковь на вершине холма Фурвьер, возвышающегося над Лионом, рядом с металлической башней Фурвьер. Верхний храм освящён в честь Девы Марии; находящаяся под ним крипта освящена в честь святого Иосифа. Построена в сочетании неовизантийского и неоготического стилей по проекту архитектора Пьера Боссана (fr) в конце XIX века.

Возведена на частные пожертвования в 18721884 годах (некоторые источники относят окончание строительства к 1876 или 1896 году). Первый камень заложен 7 декабря 1872 года, первая месса отслужена 1 мая 1890, освящение всего храма состоялось 16 июня 1896, статус базилики присвоен 16 марта 1897.

Рядом с базиликой находится башня-капелла, оставшаяся от средневековой церкви, разрушенной гугенотами в XVI веке. На её вершине в XIX веке установлена позолоченная статуя Девы Марии.



История

История базилики начинается в 1168 году, когда каноник собора Сен-Жан Оливье де Шаван (фр. Olivier de Chavannes) основал церковь на развалинах бывшего здесь форума римского императора Траяна, откуда происходит название холма (латинское Forum vetus, перешедшее во французское Fourvière).

Церковь была разрушена гугенотами в XVI веке, но от неё осталась башня (капелла), которую можно видеть и поныне к югу от главного здания базилики.

В 1630 году Анна Австрийская молилась здесь Деве Марии о рождении наследника.

В 1643 году, когда в регионе бесчинствовала чума, члены городского магистрата Лиона совместно молились на холме Фурвьер Деве Марии с просьбой о защите города. Вскоре эпидемия прекратилась.

К XIX веку капелла настолько обветшала, что грозила обрушением. В 1830 году она была разобрана и воссоздана в прежнем виде. Восстановительные работы велись до 1845 года. В ознаменование двухсотлетнего юбилея избавления от чумы 8 декабря 1843 года на вершине восстановленной капеллы была установлена статуя Девы Марии. Инаугурация капеллы и статуи состоялась в 1852 году.

С тех пор ежегодно 8 декабря в Лионе проводится Праздник света.

История с услышанной молитвой повторилась в 1870 году. Прусская армия завладела Парижем и продвигалась на юг. Войска находились на подходе к Бургундии, когда 8 октября 1870 года лионские жители во главе с архиепископом поднялись на холм Фурвьер, чтобы просить Деву Марию защитить город. Архиепископ при этом торжественно пообещал, что в благодарность будет воздвигнута церковь в честь Девы Марии. Через несколько дней армия Бисмарка повернула обратно. После окончания войны лионцы собрали деньги на возведение базилики.

Первые наброски проекта базилики сделаны Боссаном ещё до этих событий, в 1846 году, в это время он жил в Палермо.

Работы начались в 1872 году и завершились 12 лет спустя. Однако только в 1964 году внутренняя отделка храма – мозаики, скульптуры и витражи — была полностью завершена.

С 1982 года на башне базилики были установлены антенны Христианского радио Франции (RCF). В 1998 году Нотр-Дам-де-Фурвьер в составе исторического центра Лиона была включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В 2008 году позолоченная статуя Девы Марии была снята с колокольни для реставрации и укрепления свода колокольни и была выставлена на паперти перед базиликой. В 2009 году статуя снова заняла своё место наверху капеллы.

По проекту Базилики была построена церковь Нотр-дам-де-Виктуар во французском квартале Сан-Франциско, перестроенная после землетрясения 1906 года.

Архитектура

Базилика состоит из двух храмов – нижнего и верхнего. Верхний храм богато украшен, в то время как нижний – отделан более скромно. Знаменита своими мозаиками, витражами и криптой Святого Иосифа. Возвышающаяся над вершиной холма Фурвьер, базилика стала символом Лиона. Имеет четыре башни и колокольню.

Напишите отзыв о статье "Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Базилика Нотр-Дам-де-Фурвьер

Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.


Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.


Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.