Айт-Бен-Хадду

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Ксары (укрепленные жилища) в Айт-Бен-Хадду*
Ksar of Ait-Ben-Haddou**
Всемирное наследие ЮНЕСКО


Тип Культурный
Критерии Ⅳ, Ⅴ
Ссылка [whc.unesco.org/en/list/444 44]
Регион*** Арабские страны
Включение 1987  (11 сессия)

Координаты: 31°03′ с. ш. 7°08′ з. д. / 31.050° с. ш. 7.133° з. д. / 31.050; -7.133 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=31.050&mlon=-7.133&zoom=12 (O)] (Я)

* [whc.unesco.org/ru/list Название в официальном рус. списке]
** [whc.unesco.org/en/list Название в официальном англ. списке]
*** [whc.unesco.org/en/list/?search=&search_by_country=&type=&media=&region=&order=region Регион по классификации ЮНЕСКО]

Айт-Бен-Хадду (берберский: Ath Benhadu, араб. آيت بن حدّو‎) — ксар (укреплённый город) в южном Марокко, в 29 километрах к северо-западу от Варзазата. С 1987 года под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Айт-Бен-Хадду расположен на левом берегу реки Варзазат на склоне холма. Долина реки проходит по пустыне; река начинается на южных склонах Высокого Атласа и в дальнейшем теряется в песках в Сахаре. Вдоль неё пролегал караванный путь из Марракеша через Загору в Тимбукту. Ксар возник предположительно в XI веке для охраны караванного пути[1]. После уменьшения важности транссахарской торговли пришёл в упадок, население постепенно переселялось в новую деревню на противоположном (правом) берегу реки. К 1990-м годам ксар находился в руинированном состоянии, в нём жили всего десять семей. В последние годы ведётся реставрация, предполагается превратить ксар в туристический центр и разместить в нём художественные галереи.

Ксар Айт-Бен-Хадду является одним из наиболее типичных примеров традиционной марокканской глинобитной архитектуры, распространённой в предсахарской области, южнее Высокого Атласа. Все жилища ксара построены из красно-коричневой глины. Дома с плоскими крышами располагаются на склоне холма террасами, улицы идут горизонтально и соединяются арками и узкими проходами. В ксар имеется четыре входа, два бесплатных (крайний слева и крайний справа) и два платных. Бесплатные входы ведут через ворота в стене, в то время как платные проходят через жилища и принадлежат двум семьям; в одном из входов расположен музей.



В кино

Ксар был и остаётся чрезвычайно популярен как место съёмки кинофильмов, в той или иной степени использующих восточные сюжеты. Так, здесь были сняты:

Напишите отзыв о статье "Айт-Бен-Хадду"

Примечания

  1. [www.travelswithsheila.com/the_kasbah_of_ait_ben_haddou_a_1.html The Kasbah of Ait Ben Haddou (Ait Benhaddou), Morocco]

Отрывок, характеризующий Айт-Бен-Хадду

– Княжну сосватаю. Катерина Петровна говорит, что Лили, а по моему, нет, – княжна. Хочешь? Я уверена, твоя maman благодарить будет. Право, какая девушка, прелесть! И она совсем не так дурна.
– Совсем нет, – как бы обидевшись, сказал Николай. – Я, ma tante, как следует солдату, никуда не напрашиваюсь и ни от чего не отказываюсь, – сказал Ростов прежде, чем он успел подумать о том, что он говорит.
– Так помни же: это не шутка.
– Какая шутка!
– Да, да, – как бы сама с собою говоря, сказала губернаторша. – А вот что еще, mon cher, entre autres. Vous etes trop assidu aupres de l'autre, la blonde. [мой друг. Ты слишком ухаживаешь за той, за белокурой.] Муж уж жалок, право…
– Ах нет, мы с ним друзья, – в простоте душевной сказал Николай: ему и в голову не приходило, чтобы такое веселое для него препровождение времени могло бы быть для кого нибудь не весело.
«Что я за глупость сказал, однако, губернаторше! – вдруг за ужином вспомнилось Николаю. – Она точно сватать начнет, а Соня?..» И, прощаясь с губернаторшей, когда она, улыбаясь, еще раз сказала ему: «Ну, так помни же», – он отвел ее в сторону:
– Но вот что, по правде вам сказать, ma tante…
– Что, что, мой друг; пойдем вот тут сядем.
Николай вдруг почувствовал желание и необходимость рассказать все свои задушевные мысли (такие, которые и не рассказал бы матери, сестре, другу) этой почти чужой женщине. Николаю потом, когда он вспоминал об этом порыве ничем не вызванной, необъяснимой откровенности, которая имела, однако, для него очень важные последствия, казалось (как это и кажется всегда людям), что так, глупый стих нашел; а между тем этот порыв откровенности, вместе с другими мелкими событиями, имел для него и для всей семьи огромные последствия.
– Вот что, ma tante. Maman меня давно женить хочет на богатой, но мне мысль одна эта противна, жениться из за денег.
– О да, понимаю, – сказала губернаторша.
– Но княжна Болконская, это другое дело; во первых, я вам правду скажу, она мне очень нравится, она по сердцу мне, и потом, после того как я ее встретил в таком положении, так странно, мне часто в голову приходило что это судьба. Особенно подумайте: maman давно об этом думала, но прежде мне ее не случалось встречать, как то все так случалось: не встречались. И во время, когда Наташа была невестой ее брата, ведь тогда мне бы нельзя было думать жениться на ней. Надо же, чтобы я ее встретил именно тогда, когда Наташина свадьба расстроилась, ну и потом всё… Да, вот что. Я никому не говорил этого и не скажу. А вам только.
Губернаторша пожала его благодарно за локоть.
– Вы знаете Софи, кузину? Я люблю ее, я обещал жениться и женюсь на ней… Поэтому вы видите, что про это не может быть и речи, – нескладно и краснея говорил Николай.
– Mon cher, mon cher, как же ты судишь? Да ведь у Софи ничего нет, а ты сам говорил, что дела твоего папа очень плохи. А твоя maman? Это убьет ее, раз. Потом Софи, ежели она девушка с сердцем, какая жизнь для нее будет? Мать в отчаянии, дела расстроены… Нет, mon cher, ты и Софи должны понять это.