Порт-о-Пренс

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Город
Порт-о-Пренс
фр. Port-au-Prince
Страна
Республика Гаити
Координаты
Основан
Площадь
36,04 км²
Тип климата
тропический пассатный
Официальный язык
Население
897 859 человек (2009)
Плотность
24 912,85 чел./км²
Агломерация
2 296 386
Часовой пояс
К:Населённые пункты, основанные в 1749 году

Порт-о-Пренс (гаит. креольск. Pòtoprens, фр. Port-au-Prince) — столица и главный внешнеторговый порт Гаити. По состоянию на 2009 г. население города составляло 897 859 человек, вместе с пригородной зоной — 2 296 386 человек[1]. По определению Института статистики и информатики Гаити (IHSI), в пригородную зону Порт-о-Пренса входят следующие районы: Дельмас, Сите-Солей, Табарре, Карфур и Петионвилль.

Порт-о-Пренс находится на берегу залива Гонав: бухта, в которой располагается город, представляет собой естественную гавань, которая является экономическим центром еще со времен цивилизации араваков. Город был основан французскими колонизаторами в 1749 году, и с тех пор является самым крупным городом Гаити. Он построен в форме амфитеатра; коммерческие районы расположены рядом с водой, а жилые кварталы находятся выше на холмах. Достаточно сложно провести перепись населения из-за быстрого роста трущоб на склонах холмов; однако, по последним оценкам, население города вместе с пригородной зоной составляет 3,7 млн чел.[2], это почти половина населения страны.

Порт-о-Пренс сильно пострадал от землетрясения 12 января 2010 года, многие здания были повреждены или разрушены. По оценкам правительства Гаити, число погибших составляет 230 000 человек[3].





История

В 1706 г. в бухту залива Гонаив прибыл французский корабль «Пренс» («Принц»). Командир корабля назвал бухту Порт-о-Пренс, что означало "порт корабля «Принц». Основан французами в 1748 году в качестве порта. Местное индейское население было безжалостно истреблено колонизаторами, а затем сюда завезли африканских невольников для работы на золотых рудниках и плантациях. С 1770 года — центр французской колонии Сан-Доминго. С 1791 г. Порт-о-Пренс — один из центров борьбы гаитян против французского колониального гнета. В результате крупных восстаний негров французские войска были изгнаны со всего острова Гаити. С 1804 года — столица независимого Гаити. В июле 1915 — августе 1934 года был оккупирован войсками США, которые в годы Второй мировой войны сделали из Гаити сырьевую и военную базу. Затем в 1957 г. к власти пришел Ф. Дювалье, диктатура которого, продолжавшаяся до 1986 г., отрицательно сказалась на развитии экономики. 1990-е гг. были для столицы и страны в целом кризисными, так как напряженная внутриполитическая обстановка препятствовала нормальной жизни Гаити. В настоящее время порядок в столице поддерживается Гражданской полицейской миссией ООН.

12 января 2010 года город был почти полностью разрушен землетрясением.

Архитектура города

Порт-о-Пренс построен в форме амфитеатра на берегу одного из самых живописных и удобных для судоходства заливов. Центр столицы застроен нарядными белыми зданиями. Особенно красивы две площади: Шам-де-Марс (Марсово поле), своеобразное сочетание парка и площади для парадов, и площадь Независимости, знаменитая своими роскошными газонами и клумбами. На площади находятся дворец президента, фешенебельные отели. Очень красив парк в центре города. В числе достопримечательностей города — собор Нотр-Дам.

Культурное значение Порт-о-Пренс

Прибрежные коммерческие районы располагаются стеной на территории около порта, а жилые районы и области трущоб протягиваются полукольцом по склонам холмов. Отель Олоффсон, который располагается в колониальном особняке XIX столетия, собор Порт-о-Пренса (1884 г.) и собор Катедраль-де-Сент-Трините, фрески которого выполнены очень известными художниками страны, особняки Гиндербрэд и Делфи, а также площадь Героев независимости, на которой находятся монументы основателям страны, форт Сан-Жак, статуя Неизвестного раба, Национальный Дворец XIX в., который был восстановлен в 1918 году, и окружающее его Марсово поле, цитадель Лаферье, а также Национальная библиотека и здание Национального архива являются главными достопримечательностями города. Здесь находятся Национальный музей с обширной исторической коллекцией, Музей национального пантеона, на которые также стоит обратить внимание и конечно же Музей гаитянского искусства колледжа Сен-Пьер, в котором можно полюбоваться работами лучших художников страны. В окрестностях города расположен Национальный парк Ла-Сигадаль. Марше-де-Фер или «Железный рынок» — это наиболее оживленный район города, здесь продается оружие и железо XVII—XIX столетий, а также большой ассортимент изделий из олова в африканском стиле. Сначала может показаться, что на этом рынке творится абсолютный беспорядок, который создается большим количеством кабинок, продавцами и грудами фруктов, корзин, мыла, религиозных тотемов и игрушек, но после небольшого ознакомления с особенностями местной торговли становится понятно, что любой товар здесь возможно купить довольно просто и совсем недорого.

Столица Гаити является также образовательным центром страны, в котором сосредоточены все высшие учебные заведения. Это ряд частных колледжей и Государственный университет Гаити. В 1944 году в Порт-о-Пренс был основан Художественный центр, в котором талантливые гаитяне совершенствуют своё искусство. После Второй мировой войны также были созданы профессиональный театр, где пьесы ставились на языке креоле, мужской хор и ряд танцевальных ансамблей, получивших международное признание.

Юго-восточнее Порт-о-Пренса среди холмов располагается пригород Петионвилль, он намного больше известен, чем сама столица. В этом фешенебельном районе довольно спокойно, он очень отличается от столичного города. Здесь есть все, чтобы угодить местной элите, которая смогла избежать всеобщей для этой страны бедности. Это место довольно прохладное, обдуваемое морскими ветрами, прекрасно приспособлено для спокойного отдыха. Многочисленные местные художественные галереи продают прекрасные образцы гаитянского искусства, а рестораны французской кухни считаются лучшими в стране.

Туризм

До 1983 г. туризм в Порт-о-Пренс был важной статьей городского бюджета. Иностранцев привлекали церемонии вуду, а также возможность приобрести изготовляемые ремесленниками оригинальные сувениры (плетеные изделия из лозы и гравюры по дереву). Но в связи с распространением СПИДа поток туристов в гаитянскую столицу резко уменьшился.

Природные условия

Столица расположена в удобной бухте Порт-о-Пренс, на западе острова Гаити. Климат местности тропический пассатный. В течение года температура незначительно колеблется в пределах от +25 до +28 °С. Дождливых сезонов два: с апреля по июнь и с сентября по ноябрь. Среднегодовая норма осадков составляет около 1500 мм. Растительность в окрестностях города тропическая, однако довольно часто встречаются заросли кактусов и молочаев, устойчивых к засухе. Животный мир очень беден из-за практически полного истребления многих видов.

Население

В городе Порт-о-Пренс проживает 897 859 человек (2009), в агломерации — 2 296 386 человек (2009). В этническом отношении население столицы практически однородно: 90 % составляют негры, 9 % — мулаты. Также имеется незначительное количество (около 5 тыс. человек) жителей европейского происхождения.

Государственных языков два: французский и гаитянский креольский, сформировавшийся на основе французского с заимствованиями из испанского и английского языков.

Официальной религией считается католичество, однако на деле жители столицы исповедуют синкретический афрохристианский культ вуду, который легализован Конституцией 1987 г. В последние десятилетия XX в. стало расти количество приверженцев протестантизма, так как проповедники из США развернули бурную деятельность, основав собственную радиостанцию.

Достопримечательности

Напишите отзыв о статье "Порт-о-Пренс"

Примечания

  1. [www.ihsi.ht/pdf/projection/POPTOTAL&MENAGDENS_ESTIM2009.pdf Population totale, par sexe et population de 18 ans et plus estimées en 2009, au niveau des différentes unités géographiques] sur le site de l’Institut haïtien de statistique et d’informatique (IHSI)
  2. www.urbanres.net/docs/ToR-cityWidePlanning-Haiti_final.pdf
  3. [abcnews.go.com/International/wireStory?id=9790622 Haiti Raises Earthquake's Death Toll to 230,000], The Associated Press (9 февраля 2010). Проверено 10 февраля 2010.

Отрывок, характеризующий Порт-о-Пренс

Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.


Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu'il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l'Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l'Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l'Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l'Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.
И не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. И потому вопрос о том, был ли или не был у Наполеона насморк, не имеет для истории большего интереса, чем вопрос о насморке последнего фурштатского солдата.
Тем более 26 го августа насморк Наполеона не имел значения, что показания писателей о том, будто вследствие насморка Наполеона его диспозиция и распоряжения во время сражения были не так хороши, как прежние, – совершенно несправедливы.
Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения. Мнимые распоряжения во время сражения были тоже не хуже прежних, а точно такие же, как и всегда. Но диспозиция и распоряжения эти кажутся только хуже прежних потому, что Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон. Все самые прекрасные и глубокомысленные диспозиции и распоряжения кажутся очень дурными, и каждый ученый военный с значительным видом критикует их, когда сражение по ним не выиграно, и самью плохие диспозиции и распоряжения кажутся очень хорошими, и серьезные люди в целых томах доказывают достоинства плохих распоряжений, когда по ним выиграно сражение.