Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела
Бартоломе де Арсанс Орсуа-и-Вела (исп. Bartolomé de Arzans Orzúa y Vela) (16761736) — боливийский[1] историк.



Биография

Бартоломе де Арсанс Орсуа-и-Вела — уроженец Потоси, сын Матео де Арсанса Дапифера (Mateo Arzáns Dapífer) и Марии Хорданы де Кастро (María Jordana de Castro). Он смолоду начал писать свою знаменитую Историю имперского города Потоси (Historia de la villa imperial de Potosí), но этот труд был прерван лишь его смертью, а затем продолжен его сыном, дописавшим последние главы. Черновой вариант этого сочинения находится в Анналах имперского города Потоси. Текст широко использовался исследователями XIX — XX веков. Первое полное издание вышло лишь в 1965 году.

Как и произведения Инки Гарсиласо де ла Вега, Антонио де ла Каланча и Хуана Эусебио Ньеремберга, — тех, кого он упоминает в тексте, История выделяется исторической достоверностью и литературным вкусом, ввиду того, что он хорошо соединил повествовательные методы и включил в свой текст легенды, чудеса, мифы и местные верования индейцев. Это соотношение между историческим и литературным раскрывает, с другой стороны, значение бывшего величия города Потоси, в своё время крупнейшего города мира по количеству жителей, и необходимость объединить в одно целое миф, как часто встречающееся средство в латиноамериканской литературе. Его можно считать также предшественником Перуанских Традиций, принадлежащих перу Рикардо Пальма.

Произведения

Оставил ценный труд по обычаям индейцев Нижнего и Верхнего Перу (современной Боливии), Аргентины и Парагвая:

  • [www.cervantesvirtual.com/servlet/SirveObras/07039511944669539732268/index.htm El mundo desde Potosí : vida y reflexiones de Bartolomé Arzans de Orsúa y Vela]

Библиография

  • Calancha, Coronica moralizada, I;

Напишите отзыв о статье "Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела"

Ссылки

  • [kuprienko.info/cronistas-de-america-del-sur-de-16-17-siglos-biografias-bibiografia-documentos/ А. Скромницкий. Список историков и хронистов XVI—XVII веков по Южной Америке. Биография. Библиография. Источники.]. [archive.is/FUo6 Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012].

Примечания

  1. Боливийцем Арсанс м. б. назван с той необходимой оговоркой, что его родная страна звалась при его жизни не Боливией, но Верхним Перу.


Отрывок, характеризующий Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела

– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.


Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.