Первый канал (Россия)

Поделись знанием:
Перейти к: навигация, поиск
Первый канал
Открытое акционерное общество (ОАО)
«Первый канал»
Страна

Россия Россия

Зона вещания

Россия Россия

Время вещания

круглосуточно (с 1 октября 2003 года)[1]

Язык вещания

Русский

Центр управления

Россия Россия, Москва

Формат изображения

576i (SDTV), 1080i (HDTV)

Тематика канала

Общая

Дата начала вещания

22 марта 1951 года
(как ЦТ СССР)
1 апреля 1995 года

Заменил

1-й канал Останкино
GMS (в Москве)
Интер (в Крыму и Севастополе)

Свидетельство о регистрации СМИ

ЭЛ № ФС 77 — 50252 от 7 июня 2012 года[2]

Основатель

Александр Яковлев
Владислав Листьев (25 января — 1 марта 1995 года)

Владелец

государство 51 %
Национальная Медиа Группа[3] 25 %
Роман Абрамович 24 %

Руководители

Константин Эрнст — генеральный директор, Александр Файфман — генеральный продюсер и заместитель генерального директора, Кирилл Клеймёнов — директор дирекции информационных программ

Ранние названия

Общественное Российское Телевидение (ОРТ) (1 апреля 1995 — 1 сентября 2002)

Родственные каналы

Первый канал. Всемирная сеть
Дом кино
Дом кино Премиум
Музыка
Время
Карусель
Телекафе
Первый канал Казахстана
Бобёр

Голос канала

Игорь Кириллов (1957—1997, 1997—2001, совместно с Алексеем Неклюдовым)
Анатолий Максимов (1995—2007)[4][5], совместно с Алексеем Неклюдовым,
Анна Шатилова и Алексей Борзунов (1997—2001, совместно с Алексеем Неклюдовым)
Алексей Неклюдов (с 1998)

Сайт

[1tv.ru ]

Доступность
Эфир
Москва

1 ТВК (МВ, 48,5–56,5 МГц) 

Санкт-Петербург

1 ТВК (МВ, 48,5–56,5 МГц) 

Нижний Новгород

2 ТВК (МВ, 58–66 МГц) 

Екатеринбург

3 ТВК (МВ, 76–84 МГц) 

Новосибирск

2 ТВК (МВ, 58–66 МГц) 

Красноярск

2 ТВК (МВ, 58–66 МГц) 

Спутник
Azerspace-1
(46° в. д.)

11135 H, SR 27500, FEC 5/6 

Онлайн
[stream.1tv.ru/live www.1tv.ru]

 

К:Телеканалы, запущенные в 1951 году

Открытое акционерное общество «Первый канал» — российский государственный телеканал (телекомпания). Второй по возрасту телеканал СССР и России после петербургского Пятого канала. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны. Помимо территории России, вещание Первого канала распространяется за пределы страны. «Первый канал. Всемирная сеть» вещает по всему миру. В Казахстане вещает «Первый канал Казахстана», в Армении — «TV1», а в Белоруссии — «ОНТ».

Первый канал ведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено Телевидением «Останкино», и был основан 1-й канал Останкино, существовавший до 1995 года. 25 января 1995 года было основано ОРТ. 1 апреля 1995 года был образован «Первый канал», в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ, до 1 сентября 2002 года). Первый канал заменил РГТРК «Останкино» 1 апреля 1995 года. Историческое название «Первый канал» было возвращено в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней). 1 июня 2011 года канал перешёл на вещание в формате 16:9[6].

С 24 декабря 2012 года «Первый канал» также вещает в формате высокой чёткости HD. «Первый канал HD» полностью дублирует сетку вещания основного канала[7].

Телеканал ОРТ («Общественное Российское Телевидение», теперь — «Первый канал») вышел 1 апреля 1995 года на частоте «1-го канала Останкино». РГТРК «Останкино» занимала первый канал с декабря 1991 года. К началу 1995 года РГТРК «Останкино» начала терять свои позиции. Социологические опросы, проводившиеся в тот момент в Москве, показывали, что телеканал значительно уступал в дневное время каналу 2x2, в вечернее время — НТВ. В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. ОРТ создавался для того, чтобы восстановить интерес к Первому каналу российского телевидения[8].





Содержание

История

Советский период

Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 по 25 декабря 1991 года. Изначально это был единственный телеканал в СССР, без постоянного вещания, однако со временем появились и другие каналы. Первая программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, такие как программа «Время», так и музыкальные программы, и кинофильмы, советские мультфильмы, а также образовательные программы, такие как «Клуб путешественников» и «В мире животных». В эфир выходили юмористические программы «Вокруг смеха» и «КВН»; детские — «В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка»; первые телеигры — «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»; развлекательные — «МузОбоз», «Утренняя звезда», «Голубой огонёк». Общественно-политическими программами были «Взгляд» и «До 16 и старше». Основные заставки первой программы были неподвижны и беззвучны — на экране отображалась антенна с кругами с подписью внизу «I программа».

1991—1995

С конца 1991 года «Первая программа» перестала существовать, и её заменил «1-й канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино», основанного на базе Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев.

В начале 1995 года «Останкино» окончательно потеряло свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что «Останкино» значительно уступало по объёму аудитории в дневное время телеканалу «2х2», а в вечерние часы — НТВ, в связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.

ОРТ и Первый канал

1994—1998 годы. Основание. Завоевание позиций

Общественное Российское Телевидение было создано по инициативе Ассоциации независимых телепроизводителей, которая объединяла телекомпании ВИD, АТВ и Класс!. 29 ноября 1994 года Президент России издаёт указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения»[9], согласно которому первый телевизионный канал передавался Акционерному Обществу «Общественное Российское Телевидение». Согласно этому же указу соучредителем и совладельцем Общественного российского телевидения становилась РГТРК «Останкино».

Первым генеральным директором ОРТ стал известный тележурналист Владислав Листьев, который вскоре вводит на своём канале мораторий на рекламу. Председателем совета директоров ОРТ стал председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев, генеральным продюсером ОРТ стал Константин Эрнст[10], продюсером просветительских и художественных программ — Сергей Шумаков. После убийства Листьева генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин, генеральным директором телекомпании ВИD — Александр Любимов, а Борис Березовский появился в качестве владельца крупнейшей доли акций ОРТ. Были закрыты ряд программ — «Политбюро» и «Дело», ведущим программы «Тема» стал Дмитрий Менделеев, ведущими программы «Час пик» стали ведущие ночного выпуска новостей Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв. Основным политическим ток-шоу стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов. Производителем информационных программ для ОРТ стала ИТА РГТРК «Останкино»[11], при этом она совместно с телекомпанией REN-TV стала производить программу «Версии».

Вещание началось с 1 апреля 1995 года[12]. В первые месяцы вещания мораторий на коммерческую рекламу всё ещё оставался в силе, транслировалась исключительно социальная реклама, в том числе и цикл «Русский проект»[13]. Телекомпания GMS, занимавшая часть эфирного времени 1-го канала Останкино с 1994 года, окончательно завершила своё вещание. 1 октября 1995 года была закрыта программа «Версии», а вокруг REN-TV стала создавать телесеть — Независимая Вещательная Система, и в 1997 году программы REN-TV стали выходить на отдельном, 49-м канале[14]. В сентябре 1995 года были также закрыты телеигра «Пойми меня» и развлекательная программа «Иванов, Петров, Сидоров», производившиеся телекомпанией АТВ, после чего «Пойми меня» стала выходить на НТВ, а «Иванов, Петров, Сидоров» на РТР. После назначения Сергея Шатунова ответственным выпускающим новостных программ телеканала ОРТ одним из ведущих программы «Час пик» стал Андрей Разбаш. 12 октября 1995 года была упразднена РГТРК «Останкино» и ОРТ стало самостоятельно производить информационные программы. В 1997 году были создана компания по производству видеокассет «ОРТ-Видео», а также лейбл «ОРТ-Рекордс».

В 1996 году Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Ксения Пономарёва. Ведущими программы «Время» стали Арина Шарапова и Игорь Гмыза, ведущими дневных новостей Игорь Выхухолев, Александра Буратаева, Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов. В октябре 1996 года, после неудачи на ОРТ аналитической программы «19.59» (аналитическая программа «Воскресенье» была закрыта в апреле 1996 года, после ухода с ОРТ Нелли Петковой, которая заменила в 1995 году прежнего ведущего программы Сергея Алексеева) и закрытия на НТВ программы «Характеры» (заменила собой «Версии», перешедшие в октябре 1995 года на НТВ), на ОРТ вернулся Сергей Доренко, и стал выходить итоговый выпуск программы «Время», получивший название «Информационно-аналитическая программа Время с Сергеем Доренко». В самом конце 1996 года с ОРТ на REN-TV перешёл Дмитрий Киселёв. Андрей Разбаш остался единственным ведущим программы «Час пик». 20 октября 1996 года на Украине ОРТ был заменён на телеканал Интер, однако в различных регионах Украины вплоть до 2002 года вещание «Интера» включало в себя ретрансляцию некоторых программ ОРТ, а сам ОРТ/Первый канал вплоть до 2015 года владел 29% акций украинского телеканала.

С 1 июля по 30 декабря 1997 года вещание на все регионы России, кроме Москвы и Московской области, осуществлялось по будням с дневным перерывом с 12:15 (или 13:00) до 15:00. Это было связано с задолженностью региональных телецентров за оплату сигнала[15].

17 сентября 1997 года Генеральным директором ОРТ стала Ксения Пономарёва, а Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Александр Любимов (вскоре на должности Генерального директора Телекомпании ВИD его заменила Лариса Синельщикова). Осенью 1997 года ОРТ прекратил показ матчей футбольной Лиги чемпионов, передав права на трансляцию телекомпаниям НТВ и НТВ-Плюс[16].

17 ноября 1997 года на частотах ОРТ в Казахстане начала вещание отдельная версия ОРТ — ОРТ-Евразия.

12 февраля 1998 года на собрании акционеров ОРТ ЗАО «Общественное российское телевидение» преобразовано из закрытого акционерного общества в открытое[17].

15 октября 1998 года Генеральным директором ОРТ стал Игорь Шабдурасулов, Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Сергей Доренко. Вместо программы «Час пик» стала выходить программа «Здесь и сейчас», ведущим которой стал Александр Любимов, который также занял должность председателя совета директоров телекомпании ВИD.

В разные времена на ОРТ начинали вещать другие независимые вещатели, например, межгосударственная телерадиокомпания «Мир» с программой «Вместе», в которой ведущие разных национальностей пытаются разобраться в актуальных проблемах современности.

1998—2000. Продажа акций Березовского. Сергей Доренко

Дефолт 1998 года очень сильно ударил по телевидению. Было сокращено производство ряда передач и заморожен ряд планировавшихся ранее к запуску телепроектов[18]. В 1999 году произошёл обвал рекламного рынка, была угроза ликвидации ОРТ и всех остальных центральных телеканалов[19]. Одновременно телеканал сменил своего рекламного партнёра — им стало рекламное агентство Видео Интернешнл (ранее рекламное время канала продавало агентство Премьер-СВ)[19][20].

В 1999 году Борису Березовскому принадлежит 49 % акций телеканала. Наряду с ТВ-6, «Нашим радио», газетами «Коммерсантъ» и «Независимая газета», а также звукозаписывающей компанией REAL Records, телеканал вошёл в медиаимперию Бориса Березовского[21].

6 сентября 1999 года Генеральным директором ОРТ стал Константин Эрнст[22], Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Татьяна Кошкарёва. Сергей Доренко стал вести другую аналитическую программу, получившую название «Авторская программа Сергея Доренко»[23], а информационно-аналитическую программу «Время» по субботам стал вести Павел Шеремет, и программа стала называться «Время. Аналитическая программа»[24]. Ведущими дневных выпусков Игорь Гмыза и Александра Буратаева. Выпуск новостей в 18.00 был увеличен до 25 минут, программа стала называться «Новости. Вечерний выпуск», ведущей которой стали Жанна Агалакова и Игорь Выхухолев. Программа «Время» стала называться «Время. Информационный канал». В состав информационного канала, помимо основного информационного блока, входили аналитические программы «Здесь и сейчас» Александра Любимова (с 13 января 2000 года) и «Однако» Михаила Леонтьева, блоки спортивной информации с комментатором в студии (впоследствии рубрика была убрана из программы)[25] и прогноз погоды. Ведущими программы «Время» стали Екатерина Андреева и Кирилл Клеймёнов.

Благодаря телеведущему Сергею Доренко, в 90-е годы агрессивно и не всегда аргументированно критиковавшему оппозиционных политиков, появилось понятие «телекиллер» («медиакиллер»)[26]. Осенью того же года телеканал вёл жёсткую информационную войну, направленную против премьер-министра Евгения Примакова и мэра Москвы Юрия Лужкова[27]. 24 октября 1999 года в эфире своей авторской программы Доренко озвучил шокирующие факты о здоровье Примакова[28], а также указал на причастность политика к покушению на жизнь президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе[29]. Все эти факты вскоре были опровергнуты грузинскими представителями[29] и самим Примаковым в прямом эфире аналитической программы «Итоги» Евгения Киселёва на телеканале НТВ[28].

3 октября 1999 года вышел выпуск с резкой критикой лидера блока «Отечество — Вся Россия» Юрия Лужкова[30]. В ходе этой передачи была показана с вертолётов недвижимость Лужкова в Подмосковье, раскрыты тайны его денежных средств, фотография Лужкова и криминального «авторитета» Япончика. Высказывания журналиста в своих передачах от 5 сентября, 26 сентября и 3 октября того же года даже послужили поводом для судебного разбирательства со стороны Лужкова[31]. Выходили и репортажи, в которой с критической позиции рассказывалось о событиях, происходящих вокруг «Медиа-Моста»[32].

В одновременно существовавшей на канале программе Павла Шеремета были озвучены спорные факты о недвижимости генпрокурора Юрия Скуратова, также послужившие поводом для дальнейших разбирательств в суде[33].

1 сентября 1999 года в Молдове на базе ОРТ был создан телеканал Prime.

В марте 2000 года Павел Шеремет перестал вести новостные программы на канале[34]. «Авторская программа Сергея Доренко» стала выходить по субботам[35]. С марта по октябрь 2000 года в её таймслоте выходила информационно-аналитическая программа «Время. Воскресный выпуск» с ведущими Екатериной Андреевой и Кириллом Клеймёновым. Программа Любимова «Здесь и сейчас» стала выходить в рамках программы «Время», которая получила название «Время. Информационный канал». Александра Буратаева в связи с избранием депутатом Государственной Думы РФ покинула ОРТ. Также после конфликта с новым руководством канал покинул спортивный комментатор, ведущий программы «Футбольное обозрение» Владимир Перетурин, из-за чего программа была закрыта[36].

Весной 2000 года у двух российских телекомпаний — ОРТ и ТВЦ закончились лицензии на вещание. Лицензия ОРТ истекала 24 мая, а лицензия ТВЦ — 20 мая[37]. После этого телеканалы получили временное разрешение на вещание[38]. В то же время на частоты телеканалов (1 и 3 ТВК в Москве) Министром печати РФ Михаилом Лесиным был объявлен конкурс, который выиграла телекомпания ОРТ (единственным конкурентом ОРТ на конкурсе была телекомпания «РТР-сигнал»). Эфир был сохранён на 5 лет[39][40][41]. За продолжение вещания ОРТ проголосовали все 9 членов Федеральной конкурсной комиссии[42].

27 августа 2000 года, во время пожара на Останкинской телебашне, вещание ОРТ прекратилось[43] и перешло на частоту телеканала «Столица», одного из двух телеканалов, работавших в то время в Москве. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ+РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР»[44]. В других городах каналы продолжали вещать по отдельности[45].

Широкий общественный резонанс в это же время вызвал выпуск «Авторской программы Сергея Доренко» от 2 сентября 2000 года, полностью посвящённый трагедии АПЛ «Курск» в августе 2000 года. В ходе передачи Доренко озвучил ряд нелицеприятных фактов о президенте Путине[46] и назвал его «главным виновником катастрофы». Существуют мнения[47][48], что во время катастрофы лодки «Курск» Доренко выполнял заказ Бориса Березовского[49]. Так его авторская программа была закрыта в свете громкого скандала с нелицеприятным освещением ОРТ и НТВ трагедии АПЛ «Курск»[50][51].

Чуть позже, в сентябре 2000 года Борис Березовский продал свою долю (49 % акций) ОРТ[52][53]. Примерно в то же время на телеканале произошли изменения в дирекции информационных программ[54]. Так, вскоре после закрытия программы Сергея Доренко с поста директора Дирекции информационных программ была уволена Татьяна Кошкарёва[55]. После этого дирекцию возглавил бывший зампредседателя ВГТРК Сергей Горячев[56][57].

2000—2012. «Первый канал»

В сентябре и октябре 2000 года на канале произошла «большая революция», то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть 12 программ[58][59]. 1 октября 2000 года телеканал кардинально сменил оформление[60]. Главный художник ОРТ (Первого канала) Дмитрий Ликин:

«Мы решили, что время криков прошло. Ну, это как раньше у «новых русских» была мода одеваться от Армани, а потом от этого стали уходить. Все последние годы главным словом в оформлении ОРТ был пафос. Сейчас мы перестали самоутверждаться, что-то выкрикивать, вообще убрали весь этот варварски грубый стиль (пускай и нравившийся телезрителям). Раньше было Общественное российское телевидение, теперь просто Первый канал. Раньше было что-то «главное о старом», а теперь абсолютно новая эстетика. Мы полностью отказались от компьютерной графики, пытаемся снимать оформление, как живое кино. Забавно, но сейчас мы вычищаем все то, чем раньше гордились. Теперь вместо голубей в заставках парит стеклянная установка — «магическое зеркало реальности». Для того чтобы заставить здоровенную штуковину «парить», понадобился специальный кран и тросы. Одна из заставок снималась в аэропорту «Домодедово» — как раз когда приземлился очередной рейс. Толпа, увидев надвигающееся зеркальное сооружение, чуть было не повернула назад в самолёт»[60].

Кроме того, в сезоне 2000—2001 годов было произведено полное обновление эфира, появилось большое количество новых программ, среди них перешедшая с НТВ телеигра «Кто хочет стать миллионером?». Большую роль в формировании рейтинга канала, помимо развлекательных проектов, также играла линейка публицистических и документальных передач, таких, как «Кремль-9», «Человек и закон», «Документальный детектив» и др.[61][62][63]

22 октября 2000 года была закрыта программа «Время. Воскресный выпуск». До 2003 года на первой кнопке не было собственных воскресных аналитических программ, а вместо них выходило выполняющее функции итоговой программы аналитическое ток-шоу «Времена», ведущими которого стали Владимир Познер и Жанна Агалакова[64]. В этом же году была закрыта программа «Тема». В апреле 2001 года были закрыты программы «Взгляд» и «Здесь и сейчас», а Александр Любимов был назначен Первым заместителем Генерального Директора ОРТ/Первого канала, пробыв на этой должности до весны 2003 года[65].

В январе 2001 года 49 % акций канала, ранее принадлежавшие Борису Березовскому, перешли к структурам Романа Абрамовича[66], а совет директоров стал почти полностью состоять из представителей государства[67].

Телесезон 2001—2002 годов телеканал начал раньше других. В этот период были запущены проекты «Последний герой» (одно из первых реалити-шоу на российском телевидении)[68][69], «Ночная смена», «Большая стирка» (первое ток-шоу Андрея Малахова)[70], «Слабое звено», «Независимое расследование» (перешедшее с НТВ)[71][72], «Сами с усами» и др.[73] 24 сентября 2001 года вместо ночного выпуска новостей стала выходить информационно-аналитическая программа «Ночное время», ведущим которой стал бывший корреспондент канала Андрей Батурин[74]. На канал пришли некоторые звёзды старого НТВ, среди них Дмитрий Дибров[75], Николай Николаев[76], Пётр Марченко[77], Павел Любимцев, а также Арина ШараповаТВ-6[78]). По итогам телесезона 2001 года рейтинги передач ОРТ стремительно выросли[79].

В октябре 2001 года телеканал покинул продюсер просветительских, развлекательных и художественных программ Сергей Шумаков, запустивший ранее на канале такие программы, как «Кто хочет стать миллионером?», «Большая стирка» и «Доброе утро». После ухода с ОРТ Сергей стал главным продюсером и заместителем гендиректора канала НТВ[80].

В начале 2002 года на ОРТ стали закрываться многие популярные телепередачи, среди них «Звёздный час», «Зов джунглей», «В поисках утраченного», «Как это было», «Что да как?», «100 %», «Возможно всё» и некоторые другие. Но в то же время появились новые программы, такие как «Русская рулетка», «Народ против», «Шутка за шуткой» и многие другие[81].

В то же время канал наравне с РТР, НТВ и ТВ-6 активно освещал такие общенациональные и мировые кризисы, как катастрофа и подъём АПЛ «Курск» (август 2000—2001)[82], 11 сентября 2001 года[83][84][85], война в Афганистане[86], террористический акт на Дубровке (23—26 октября 2002 года)[87][88][89], война в Ираке[90], теракт на пивном рок-фестивале «Крылья» (5-6 июля 2003)[91], теракты в метро[92], террористический акт в Беслане (1—3 сентября 2004 года)[93][94].

25 июня 2002 года в Белоруссии ОРТ прекратил своё вещание и был заменён на ОНТ, при этом некоторые программы «Первого канала» продолжают ретранслироваться на ОНТ.

29 июля 2002 года на годовом собрании акционеров ОРТ было принято решение о переименовании телекомпании[95][96][97].

2 сентября 2002 года[98] телекомпания ОРТ поменяла своё название и стала называться ОАО «Первый канал», международное отделение — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», компания по производству видеокассет, впоследствии DVD-дисков — «Первая видеокомпания», а сайт — www.1tv.ru[99]. Причина переименования — смена лица, закрытие многих программ, много лет выходивших на ОРТ. Концепция вещания осталась прежней — ставка была сделана на массового зрителя и преимущественно на развлекательное вещание, с успехом прошли запущенные телеканалом проекты «Фабрика звёзд» (в сезоне 2002—2003 годов вышло два сезона этого проекта)[100] и «Последний герой»[101]. В то же время телеканал часто критиковался за достаточно слабую информационно-аналитическую составляющую вещания[102]. Заместителем генерального директора Первого канала по общественно-политическому вещанию был назначен Олег Вольнов[103]. Программа «Времена» же немного изменила формат и стала выходить в эфир в 18:00 вместо 22:30[104].

В том же году Первый канал вместе с ДТВ, Rambler Телесеть, телекомпаниями ВИD и АТВ участвовал в конкурсе на частоту телеканала Дарьял ТВ с концепцией своего телеканала. Частота была выставлена на конкурс по причине демонстрации рекламы спиртных напитков и невыхода в эфир на ряде частот, указанных в лицензии[105].

4 сентября 2002 года в Латвии, Литве и Эстонии «Первый канал» был заменён на Первый балтийский канал.

В преддверии парламентских выборов 2003 года было запущено авторское ток-шоу перешедшей с ТВС Светланы Сорокиной[106] «Основной инстинкт»[107][108], программа Михаила Леонтьева «Театр кукол»[109] и итоговая информационно-аналитическая программа в лице воскресного выпуска программы «Время», его ведущими стали Пётр Марченко и Андрей Батурин.

С 24 марта 2003 года, в целях «более полного и подробного информирования российских зрителей о последних событиях в Ираке»[110] Первый канал перешёл на круглосуточное вещание, выпуски новостей выходили каждый час[90]. Были задействованы все основные ведущие новостей: Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов, Пётр Марченко, Андрей Батурин, Ольга Кокорекина, Жанна Агалакова, Евгений Агошков, а также Владимир Познер и Светлана Сорокина. Спустя некоторое время круглосуточное вещание было отменено. С 1 октября 2003 года было запущено круглосуточное вещание на постоянной основе[111]. Длительное время, в 2003—2014 годах, ночное вещание формировали, в основном, зарубежные художественные фильмы. Одновременно был запущен ночной канал публицистических и документальных передач «Новый день»[112], а программа Дмитрия Диброва «Апология» была закрыта по желанию ведущего[113]. На начальном периоде круглосуточной работы в октябре 2003 года она была ограничена Москвой и Подмосковьем[114]. В период с ноября 2003 по январь 2004 года вещание в объёме 24 часов в сутки было начато и в остальных регионах России[114].

Летом-осенью 2003 года, вслед за Светланой Сорокиной, на телеканал перешла группа журналистов, ранее работавшая в команде Евгения Киселёва (НТВ, ТВ-6, ТВС) — среди них были Борис Берман, Ильдар Жандарёв, Сергей Бабаев, Владимир Ленский[115], Алим Юсупов, Максим Борисов, Виктор Дятликович[115], Сергей Урсуляк[115].

В сезоне 2003—2004 годов на канале произошёл переход на частичное стереовещание[116]. Телеканал становится самым прибыльным среди всех российских телеканалов. Изначально стереовещание на Первом канале начиналось с показа отдельных передач и фильмов[117][118]. В 2003—2008 годах в левом нижнем углу экрана появлялся логотип стереозвучания в виде двух перекрещённых квадратов[119] — опознавательный знак для передач в формате стерео. Использовался в ряде развлекательных и музыкальных передач, в некоторых фильмах, сериалах, спортивных трансляциях, концертах. В конце 2003 года в эфире Первого канала с успехом прошёл телесериал «Участок», который позволил собрать у экранов большое количество не только любителей сериалов, но и людей, прохладно относящихся к ним. Также, по итогам сезона, Константином Эрнстом были отмечены проект «Розыгрыш» и продолжение «Фабрики звёзд».[120]

В ноябре 2004 года директором Дирекции информационных программ Первого канала был назначен Кирилл Клеймёнов[121]. Заместителем руководителя ДИП назначен Алексей Бродский, работавший в программе «Доброе утро» и исполнительным директором Дирекции информационного вещания канала ТВС. После их прихода начинается реформа информационной службы: в разное время эфир покинули Пётр Марченко, Андрей Батурин, Вячеслав Крискевич, Оксана Ростовцева и др., в эфире в разное время появились Дмитрий Борисов, Юлия Панкратова, Максим Шарафутдинов, Валерия Кораблёва, Анатолий Лазарев, Пётр Толстой, Виталий Елисеев и Наталья Семенихина.

В сезоне 2004—2005 годов, в год десятилетия со дня первого выхода в эфир, Первый канал сохранил первенство среди российских телеканалов по рейтингу, при этом в апреле-мае 2005 года несколько раз уступив лидерство главному конкуренту в лице телеканала «Россия»[122][123][124], который запустил с января 2005 года в предпраймовое время линейку телесериалов. Это повлекло за собой негативные последствия для Первого канала: канал начал значительно уступать телеканалу в вечернее время[125], а в сентябре 2005 года предпраймовая сетка канала, сформированная несколько телесезонов назад, подвергнется серьёзным изменениям[126].

К осени 2005 года была закрыта программа «Ночное время», а ночной выпуск новостей был восстановлен. С 28 августа 2005 года воскресный выпуск также претерпел значительные изменения (был увеличен хронометраж с 45 минут до 50, а затем и до 1 часа, его ведущим стал Пётр Толстой[127], а программа стала называться «Воскресное Время»)[128] (до этого ведущий говорил «Итоги уходящей недели в воскресной программе Время…»[129]). Вместе с «Ночным временем» из эфира канала ушло ещё несколько передач, запущенных в предыдущих телесезонах[130][131][132]. С канала уходят Евгений Агошков и Светлана Сорокина[133]. Телеканал выкупил права на трансляцию одного центрального матча в неделю Российской футбольной премьер-лиги и продлил права на трансляцию матчей национальной футбольной сборной[134].

В это же время телеканалом был сформирован пакет «Цифровое телесемейство Первого канала»[135], объединяющий специализированные телеканалы «Дом кино», «Время», «Музыка», «Телекафе» и «Теленяня» (с 2010 года — «Карусель»)[114].

В сезоне 2006—2007 годов в эфире телеканала появился ещё ряд развлекательных проектов[136], среди которых танцевальное шоу «Звёзды на льду»[137], музыкальное шоу «Две звезды», шоу талантов «Минута славы», развлекательное шоу «Цирк со звёздами», спортивные шоу «Властелин горы» и «Король ринга»[138], а также проект «Комеди клаб на Первом»[139]. Многие проекты оказались успешными и имели продолжения в будущем. С успехом на канале также прошёл и сериал «Ленинград»[140]. По итогам 2007 года Константин Эрнст, генеральный директор канала, отметил из премьер канала «Ледниковый период», «Минуту славы», а также радикально обновлённую «Фабрику звёзд»[141]. Эти проекты также были отмечены в конце сезона 2006/2007 годов не только Эрнстом, но и руководителями других телеканалов[142].

В 2008 году на месте бывшей концертной студии «Останкино»[143] был запущен новый информационный комплекс. Осуществлен переход с аналогового на цифровое вещание[144]. По итогам телесезона 2007/2008 годов был отмечен запуск новых юмористических шоу «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон»[145][146].

1 апреля 2010 года Первому каналу исполнилось 15 лет. В том же году телеканал первым в России провёл эксперимент с вертикальным программированием телесериалов в прайм-тайме (когда за каждым телесериалом был закреплён строго один день недели)[147], в результате не получившим большой популярности среди телезрителей[148]. В начале 2011 года «Национальная Медиа Группа» выкупила 25 % акций «Первого канала» у структур компании Millhouse Романа Абрамовича[149].

1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России, перешёл на формат вещания 16:9[150] (для цифрового и спутникового вещания)[151], а также на 14:9 (для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей).

В сентябре 2011 года в преддверии парламентских выборов 2011 года в эфире канала появилось сразу несколько общественно-политических ток-шоу, среди которых «Свобода и справедливость» Андрея Макарова, перешедшая из эфира РЕН ТВ[152][153], «Гражданин Гордон» Александра Гордона[154] и «В контексте» Максима Шевченко, пришедшая на смену программе «Судите сами».

2012 — настоящее время. «Первый канал HD»

  • В течение 2012 года в эфире телеканала с успехом стартовали late-night шоу «Вечерний Ургант»[155], а также вокальное шоу «Голос». Финальные выпуски «Голоса» выходили в прямом эфире Первого канала на всех часовых поясах. Оба проекта вызвали массовый интерес не только у старшей, но и у молодой аудитории[156][157][158].
  • В сентябре 2012 года была закрыта популярная программа «Прожекторперисхилтон»[159]. Кроме того, впервые за длительное время произошли изменения в программе «Воскресное время». Вместо Петра Толстого, который вёл программу на протяжении семи лет[160][161], ведущей программы стала бывший корреспондент канала Ирада Зейналова[162].
  • 24 декабря 2012 года для жителей Европейской части России запущена версия «Первый канал» в формате HD[7].
  • С 2013 года Первый канал, вслед за ВГТРК, вышел из состава Академии российского телевидения и, таким образом, прекратил выдвигать свои работы на телевизионный конкурс ТЭФИ «ввиду отсутствия основных конкурентов»[163][164][165].
  • В первой половине 2013 года были возрождены такие проекты, как «Угадай мелодию»[166] и «Форт Боярд». Стартовали новые форматы развлекательных и игровых шоу: «Куб», «Один в один». Результатом запуска этих телепроектов стало, прежде всего, увеличение рейтинговых показателей телеканала, сохранив лидерство по итогам всего телесезона[167][168].
  • В телесезоне 2013—2014 телеканал представил такие программы, как ток-шоу «Наедине со всеми», ведущей которого стала актриса Юлия Меньшова (в 1995—2001 годах — ведущая и продюсер передачи «Я сама» на телеканале ТВ-6)[169], и «Голос. Дети» — детский аналог популярного музыкального конкурса[170].
  • С 7 февраля 2014 года «Первый канал HD» вещает с многоканальным звуком Dolby Digital 5.1.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1215 дней]
  • 7 марта 2014 года «Первый канал» вернулся в аналоговый эфир Крыма и Севастополя, заменив собой отключённый украинский телеканал 1+1, а в апреле того же года каналу отошли аналоговые частоты телеканала «Интер». В феврале 2015 года U.A. Inter Media Group выкупила у Первого канала долю акций телеканала «Интер»[171].
  • 7 сентября 2014 года был проведён специальный телемарафон «Первый. Старт сезона». На протяжении всего дня ведущие телеканала и создатели его проектов в прямом эфире представляли передачи, сериалы и фильмы, которые планировались к показу в сезоне 2014—2015. На официальном сайте Первого канала было размещено онлайн-голосование за самую ожидаемую премьеру, которое пополнялось теми или иными проектами по мере их объявления в эфире[172]. Кроме того, в рамках проекта сотрудники канала приняли участие в акции «Ice Bucket Challenge», направленной на повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе и благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни. Деньги были переведены в благотворительный фонд «Милосердие»[173].
  • В сентябре 2015 года канал был включён в санкционный список Украины. Санкции предусматривают блокировку активов и приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств со стороны Украины[174][175].

Перспективы

  • Телеканал планировал закончить строительство собственного телецентра. Ещё в 2004 году для его строительства был выделен участок площадью 3 га на Олимпийском проспекте[176]. Телеканал обязался спроектировать объект до конца 2008 года, однако позже срок реализации проекта был продлен ещё до 2010 года. В 2012 году было принято решение построить собственный медиапарк на территории завода «Серп и Молот», так как территория на Олимпийском проспекте уйдёт для возведения объектов к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года[177].

Хронология названий телеканала

Дата Название
1 апреля 1995 года — 1 сентября 2002 года «Общественное Российское Телевидение» (ОРТ)
30 августа 2000 года — 3 сентября 2000 года (Москва и Московская область) «Совместный канал ОРТ + РТР» (из-за пожара на Останкинской телебашне)
2 сентября 2002 года — по настоящее время «Первый канал»

Финансовые показатели

Выручка телеканала в 2011 году составила 28,9 млрд руб., чистая прибыль — 2,8 млрд руб.[178] В 2012 чистая прибыль компании составила 287 млн руб.[179] В 2013 году телеканал понёс чистый убыток в размере 1 млрд 77 млн руб. Убыток «Первого канала» в 2014 году составил 938 млн руб.[180]

2013 год

В 2013 году выручка «Первого канала» увеличилась на 1,6 % до 29,6 млрд руб., а расходы — на 7,3 % до 34,3 млрд руб. Часть расходов «Первый» смог закрыть только с помощью субсидий из федерального бюджета (3,7 млрд руб. на распространение сигнала в малых городах) и 100 млн руб. от Минкультуры РФ на производство социально значимых сериалов. Но в итоге впервые за много лет канал завершил год с чистым убытком, размер которого составил 1,03 млрд руб. В последний раз он был убыточным в 2000 году (1,7 млрд руб.[181]).

Расходы выросли в основном в связи с запуском HD-канала, Олимпиадой в Сочи и ростом стоимости контента[181]. В разделе рисков отчётности «Первого» сказано, что ухудшение ситуации на рынке рекламы чревато снижением его выручки. При этом его расходы могут вновь вырасти из-за затрат на Олимпиаду (основная их часть будет отражена в 2014 году и оплату прав на трансляцию чемпионата мира по футболу в Бразилии[181].

2014 год

По итогам 2014 года выручка Первого канала выросла на 2,9 процента — до 30,105 миллиарда рублей. При этом доходы от федеральной рекламы сократились до 23,609 миллиарда рублей (23,665 миллиарда рублей годом ранее), а выручка от региональной и спонсорской рекламы выросла на 12,6 и 15 процентов соответственно. Также он получил госпомощь в размере 4,029 миллиарда рублей, а 66 миллионов рублей поступило на производство телевизионных версий церемоний открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Из этих средств было потрачено 56,66 миллиона рублей, остаток был возвращен в бюджет[182].

Логотипы

Телеканал сменил 3 логотипа. Нынешний — 4-й по счёту. Располагается в правом верхнем углу телеэкрана. С 1 апреля по 30 сентября 1995 и с 12 августа 2005 года логотип не убирается с экрана во время рекламных блоков.

Слоганы

  • «Это — Первый!» — 1995 год[186].
  • «Новый год приходит с ОРТ!» — Новогодние праздники 1995—1996, 1997—1998, 2000—2001, 2001—2002[187].
  • «ОРТ — Мечты сбываются!» — Новогодние праздники 1999—2000.
  • «Первый пошёл», «Первый на связи» — промо-кампания по смене названия канала с ОРТ на Первый канал — август-октябрь 2002 года.
  • «Первый? Посмотрим!» — с 1999 по 2003 год.
  • «Первый покажет» — с 2003 по 2005 год[188].
  • «Первый рядом» — с 2005 по 2006 год[189].
  • «Формула Первого» — с 2006 по 2007 год[190].
  • «Команда Первого. Асы эфира» — с 2007 по 2009 год[191][192].
  • «Шанс на свежее телевидение», «Право на свежее телевидение», «Пора свежего телевидения», «Время свежего телевидения» — с 2009[193] по февраль 2011 года.

Вещание

Эфирное аналоговое вещание осуществляется по системе цветного телевидения SECAM, формат 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей и 16:9 — для цифрового и спутникового вещания (до 1 июня 2011 вещание происходило в формате 4:3).

С ноября 2003 года канал частично перешёл на стереовещание[194]. C 2008 года телеканал имеет собственное интернет-вещание.

1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл в формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового спутникового, кабельного и эфирного вещания)[6]. Первый канал входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России[195]. Первый канал имеет четыре временных дубля для вещания на восточные регионы России, транслируемых через спутник. В некоторых городах вещает также по радио, из-за расположения частот канала в некоторых городах. С 24 декабря 2012 г. Первый канал начал вещание в формате HD(орбита 5 (Московское время)+0)[196]. С 16 декабря 2013 года доступен Первый канал в формате HD(орбита 3 (Красноярское часовое время)+4). Также имеет официальное интернет-вещание со скрытыми субтитрами в формате HD (орбита 5 (Московское время)+0)доступное только для жителей европейской части РФ (Московское время+0 −1), для стран Европы и Ближнего Востока (МСК-2 часа/-3 часа), Украины (МСК-1 час/-2 часа).

Первый канал. Всемирная Сеть

Вещанием Первого канала за рубежом с 1999 по 2002 занималось ЗАО «ОРТ-международное»[197], а с 2002 года по сей день — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», чьё вещание охватывает весь мир.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание осуществляется в пакетах «НТВ-Плюс», «Триколор ТВ», «Телекарта ТВ», «Орион Экспресс», «Спутниковое МТС ТВ», GlobeCast.

Акционеры

По состоянию на апрель 2013 года контрольный пакет телеканала принадлежал государству (Росимущество — 38, 9 %, ФГУП «ИТАР-ТАСС» 9, 1 %, ФГУП «ТТЦ „Останкино“» 3,0 %) — 51 %, 25 % — ООО «РастрКом-2002» («Национальная медиа группа») Юрия Ковальчука, 24 % ООО — «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича[198].

Конфликт Эрнста и Ковальчука

Покупая контрольный пакет акций «Первого канала», олигарх Юрий Ковальчук рассчитывал не только выполнить «важную политическую миссию», но и получать большую прибыль:

«Несмотря на близость к Путину и огромное количество активов, у Юрия Валентиновича никогда не было простого и надёжного источника денег, как нефтегаз и телеком. Финансовый бизнес — это постоянные схемы и махинации. В общем, сплошная головная боль. Первый канал должен был стать долгожданным простым и понятным деньгогенератором».

[199]

Однако, телеканал стал убыточным. И причину этого Ковальчук увидел в гендиректоре канала Константине Эрнсте. Дело в том, что большую часть программ «Первому каналу» производит компания «Красный квадрат», принадлежащая гражданской супруге Эрнста Ларисе Синельщиковой, причём канал платит этой студии за программы по сильно завышенной цене:

«То что Красный квадрат оказался чёрным, и не квадратом, а дырой, в которой пропадает его [Ковальчука] кэш, взбесило Ковальчука».

[199]

Между Ковальчуком и Эрнстом состоялся неприятный разговор, в котором Ковальчук сообщил, что если в «Красный квадрат» будет уходить слишком много денег, он «растворит тело талантливого телепродюсера в водах Москвы-реки».

Руководители

Генеральные директора

Генеральные продюсеры

Председатели Совета Директоров

Первые заместители генерального директора

Руководители пресс-службы

  • Григорий Симанович (1995—2000)[213][214]

Руководители аналитической дирекции

Подразделения

  • Руководство
  • Служба Генерального директора
  • Первый отдел
  • Дирекция программ
  • Дирекция научно-популярных программ
  • Дирекция планирования программ
  • Дирекция планирования и финансирования
  • Дирекция креативного планирования
  • Дирекция ОРТ — Дизайн
  • Дирекция документального кино
  • Дирекция кинопостпродакшна
  • Дирекция оформления эфира
  • Дирекция по рекламе
  • Дирекция сетей распространения программ
  • Коммерческая дирекция
  • Дирекция маркетинга
  • Дирекция стратегических исследований телеаудитории
  • Управление делами
  • Дирекция Главного продюсера музыкальных и развлекательных программ
  • Служба безопасности

Дирекция информационных программ

Подразделение, которое занимается производством информационных программ. По официальной информации, датируемой 2015 годом, больше половины из 2000 сотрудников телекомпании числятся именно в этой дирекции[114]. Наиболее известные программы ДИП — «Новости», «Время», «Воскресное Время» и «Однако». В разное время ДИП также производила телепрограммы «19.59», «Время с Сергеем Доренко», «Новости культуры», «Авторская программа Сергея Доренко», «Времена», «Ночное Время» и «Другие новости».

Главные продюсеры
Заместители директора Дирекции информационных программ
Директора

Дирекция общественно-политического вещания

Подразделение, которое занимается разработкой и доведением до эфира общественно-политических программ и крупных документальных проектов. В настоящее время производит программы «Пока все дома», «Человек и закон», «Жди меня» и «Часовой». Ранее дирекция производила телепрограммы «Армейский магазин», «Пресс-клуб», «Человек в маске», «Час пик», «Тема», «Документальный детектив»[224], «Взгляд», «Независимое расследование», «Служу Отчизне!», «Спецрасследование», «Федеральный судья», «Первый класс с Иваном Охлобыстиным» и другие[225][226][227].

Директора

Дирекция кинопоказа

С 1995 года продюсером Дирекции кинопоказа является Анатолий Максимов[233], а её руководителем — Сергей Титинков[234]. С 2002 года дирекцию кинопроизводства возглавляет Джаник Файзиев.

Дирекция спортивного вещания

С 1995 года директором Дирекции спортивного вещания является Николай Малышев. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы — Виктор Гусев[235], Константин Выборнов (уволился в 2009 году, далее появлялся на канале уже как приглашённый комментатор)[236], Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов (с 2002 года работает на внештатной основе)[237], Евгений Кузнецов[238], Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.

C осени 1995 по осень 2002 года в конце спортивных программ и трансляций собственного производства часто использовался копирайт с альтернативным названием «ОРТ-Спорт», после осени 2002 года заменённый на «Дирекция спортивного вещания». Логотип дирекции в виде слова «Спорт» также отображался в эфире канала во время спортивных трансляций российского производства с осени 1995 по осень 2001 года.

Дирекция социальных и публицистических программ (Студия спецпроектов)

Подразделение, которое занимается производством ток-шоу («Пусть говорят», «Основной инстинкт»[239], «Судите сами», «Малахов+» и др.)[240].

Руководители
  • Наталья Никонова (2003—2009)[241][242]
  • Андрей Писарев (с 2009)[243]

Дирекция музыкального и развлекательного вещания

Подразделение, которое занимается производством музыкальных и развлекательных программ.

Руководители

Музыкальные оформители

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Дирекция утреннего телеканала

Подразделение, которое занимается подготовкой и производством утренней информационно-развлекательной программы «Доброе утро».

Дирекция общественных связей

С октября 2000 года на смену должности руководителя пресс-службы пришла Дирекция общественных связей ОАО «ОРТ» (с 2002 — ОАО «Первый канал»)[249]. Она отвечает за координирование работы канала и средств массовой информации, популяризацию его программ и проектов, взаимодействие канала с телезрителем.

Руководители:

Дирекция интернет-вещания

Была образована в мае 2014 года посредством разделения Дирекции креативного планирования и интернет-вещания на две самостоятельные. Дирекция занимается усилением позиций «Первого канала» в интернете и новых медиа[252].

Руководители

  • Илья Булавинов (с 2014)

Кинопроекты Первого канала

Первый канал участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

Канал также участвовал в работе над историко-художественным фильмом Андрея Кравчука «Адмиралъ».

Первая видеокомпания

Компания была основана при участии ОРТ в 1997 году для собственного производства видеокассет. «ОРТ-Видео» начала свою активную деятельность с производства французской киноклассики[254]. 2 сентября 2002 года компания была переименована в «Первую Видеокомпанию». С 2004 года компания массово производила DVD-диски.

В репертуар продукции входили отечественные, зарубежные фильмы, классика советского и зарубежного кино, мультфильмы, документальные фильмы, хронометраж программ ОРТ, авторское кино, видеоклипы российских звёзд шоу-бизнеса и эстрады (совместно с «ОРТ-Рекордс»), а также фильмы и сериалы, созданные при непосредственном участии или поддержке канала[255]. В октябре 2011 года компания объявила о своём банкротстве[256].

Параллельно с «ОРТ-Видео» в середине-конце 1990-х годов под эгидой канала также существовали организации с названиями «ОРТ-Рекордс» и «ОРТ-Концерт»[257]. Их рекламные ролики часто появлялись в межпрограммном пространстве телеканала[257] до конца 1999 года.

Генеральные директора

  • Екатерина Павлова (2004—2012)[258]

Судебные иски

21 апреля 2014 года испанское подразделение телевизионно-продюсерской компании Endemol объявило о намерении подать в суд иск против «Первого канала», так как передача телеканала «Точь-в-точь» копирует оригинальный формат Endemol — «Your face sounds familiar[259]».

Шоу перевоплощений «Точь-в-точь» вышло на «Первом канале» 2 марта, в тот же день на телеканале «Россия-1» вышел первый выпуск второго сезона похожего шоу под названием «Один в один!», являющегося официальной версией зарубежной программы. Шоу показывал «Первый канал», оно стало самой популярной передачей 2013 года. В конце января 2014 года правообладатель и производитель — компания «ВайТ Медиа» — заключила контракт на второй сезон «Один в один!» с каналом «Россия-1», объяснив это решение прежде всего задержками в оплате со стороны Первого канала[259].

Несмотря на то, что «Первый канал» не обращался за лицензией при создании шоу «Точь-в-точь», по мнению Endemol эта передача копирует значительную часть оригинала, и его производство и выпуск в эфир нарушает исключительные права компании. Иск стал одним из первых случаев, когда российский телеканал обвиняют в копировании западного формата[259].

В октябре 2014 года в СМИ появилась информация о том, что «Первый канал» выиграл дело[260]. Представитель телеканала сообщил, что «российским законодательством не предусмотрен такой охраняемый объект авторского права, как формат, а охраняемые элементы (логотип и музыкальная заставка) не использовались каналом»[260]. Представители компании «ВайТ Медиа» заявили, что остались недовольны данным решением суда и намерены опротестовать его[260].

В начале февраля 2015 года сайт «Первого канала» объявил о втором сезоне проекта. Первый выпуск был показан 15 февраля[261]. В сентябре того же года вышел третий сезон шоу, впервые в телесезоне осень-зима.

В мае 2015 года появилась информация о том, что создатели шоу «Один в один!» опять подали иск против Первого канала. По их мнению, копирование формата при производстве и трансляции аналогичного шоу «Точь-в-точь» является не законным[262].

В июле 2015 года Верховный суд Москвы рассмотрел иск к Первому каналу от испанской компании Gestmusic Endemol и компании «ВайТ Медиа». По мнению заявителей, в проекте используются «практически все ключевые элементы» формата, включая «образы жюри». Истцы также заявили, что, согласно данным опроса, телезрители воспринимают эти две программы как одну и ту же, но под разными названиями. Теперь заявители требовали запретить к показу шоу «Точь-в-точь», а также осуществлять производство любой другой аудиовизуальной продукции на основе принадлежащего Endemol формата[263]. Потом Верховный суд Москвы подал иск о запрете шоу «Один в один!». Причиной иска стало копирование формата «Your face sounds familiar»[264].

В ноябре 2015 года появилась информация о том, что Верховный суд Москвы не смог запретить шоу «Точь-в-точь». По мнению суда, жалобы истцов были исследованы нижестоящими судами, в них не имеется веских оснований для пересмотра дела в кассационной инстанции[265].

Критика

По мнению экс-ведущего «Взгляда» Александра Политковского, «Первый канал» — «это семейный бизнес, когда из левого кармана — „Первого канала“, которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый — „Красный квадрат“ Синельщиковой»[266].

Необъективность и ложные сообщения в информационных программах

Служба новостей Первого канала часто обвиняется в предвзятой проправительственной точке зрения. По словам критиков (Новая газета и Центр экстремальной журналистики)[267], неоправданно большую часть эфирного времени в новостях Первый канал уделяет информации о деятельности государственной власти[268].

  • В программе «Воскресное время» от 20 сентября 2009 года был показан заведомо ошибочный перевод президента США Обамы, в дальнейшем телеканал никоим образом не комментировал эту ситуацию. Вскоре после выпуска программы в YouTube был выпущен ролик[269][неавторитетный источник? 1399 дней], демонстрировавший сильную разницу между переводом государственного телеканала и истинной речью.
  • Газетой «Коммерсантъ» высказывались сомнения в непредвзятости телеканала в освещении «оранжевой революции» в 2004 году[270], а также конфликта в Ливии 2011 года[271][неавторитетный источник? 1399 дней].
  • В ноябре 2011 года, по данным «Радио Свобода», в репортаже программы «Воскресное время» о выступлении Председателя Правительства РФ Владимира Путина после боя Фёдора Емельяненко с американцем Джеффом Монсоном был вырезан свист, который, по мнению многих журналистов, был адресован чиновнику. Ведущий программы Пётр Толстой заявил о том, что свист не был направлен против Путина[272].
  • 21 октября 2012 года в программе «Воскресное время» вышел сюжет Антона Верницкого о выборах в координационный совет оппозиции, в рамках которого был показан разговор с Евгением Гришковцом, в котором он раскритиковал оппозиционеров. Согласно Лента.ру, 22 октября на своём сайте писатель заявил о том, что не давал никакого интервью Первому каналу, а его слова были взяты из записи беседы с корреспондентом екатеринбургского интернет-портала и вырваны из контекста[273].
  • 3 февраля 2013 года в программе «Воскресное время» вышел репортаж под названием «Виртуальные отношения как повод для реальных проблем, или новый вид зависимости — от соцсетей», посвящённый Татьяне Козленко (бортпроводнице, которую уволили за публикацию фотографии с нецензурным жестом на своей странице в социальной сети). В репортаже Первый канал приводит скриншот её страницы в социальной сети «ВКонтакте», на котором из интерфейса соцсети пропало левое меню со ссылками на разделы, а вместо верхней панели с логотипом появилась синяя панель с надписью «Facebook» и предложением войти в свой аккаунт (эта панель видна пользователям Facebook, не вошедшим в свой аккаунт). Кроме того, в адресной строке браузера, в котором якобы открыта страница Козленко, значится адрес «www.facebook.com»[274].
  • 15 февраля 2013 года в новостном сюжете о падении метеорита в Челябинской области Первый канал показал видео, на котором якобы видна воронка от столкновения небесного тела с землей. Комментируя видео с горящей воронкой, ведущий выпуска новостей заявил, что это кадры с того места, в котором, возможно, упал метеорит. Однако видео, переданное Первым каналом, было загружено ещё в 2007 году. По оценке Ленты.ру, на нём показан газовый кратер в Туркмении под названием Дарваза. После того, как поступили сообщения о падении метеорита в Челябинской области, на YouTube стали появляться копии этого ролика с комментариями, что это якобы кадры с места происшествия. Позже Первый канал удалил ролик, однако пользователи твиттера сохранили скриншот страницы[275].
  • Согласно Росбалт, 28 июня 2013 года немецкий общественный телеканал ЦДФ (ZDF) опроверг обвинения Первого канала в оплате поддержки Pussy Riot на немецком гостелевидении. ZDF пришлось отвечать в эфире на чистом русском языке, чтобы избежать трудностей перевода[276].
  • 10 июля 2013 года в новостном сюжете Первого канала, посвящённом кандидатам в мэры Москвы, были перечислены лишь 5 из 6 кандидатов (Сергей Митрохин, Михаил Дегтярёв, Николай Левичев, Иван Мельников и Сергей Собянин), которые успели зарегистрироваться. Согласно данным газеты «Московский комсомолец», канал забыл про оппозиционера Алексея Навального, который отдал все необходимые документы в Мосгоризбирком для регистрации кандидатом на выборах мэра Москвы[277].
  • Во время освещения украинского Евромайдана журналист Первого канала Виталий Кадченко сообщил о том, что снесённый в ходе протестов в Киеве памятник Владимиру Ленину входил в список всемирного наследия ЮНЕСКО[278]. На сайте организации этот памятник в списке не значится[279].
  • 2 марта 2014 года на фоне событий украинского и крымского кризисов телеканал выпустил сюжет о массовом бегстве украинцев в Россию, согласно которому за последние две недели границу перешли свыше 140 тысяч человек. По данным Newsru.com, этот видеосюжет был проиллюстрирован кадрами с КПП Шегини — села в Львовской области, через которое проходит трасса Львов — Пшемысль[280].
  • 25 мая 2014 года, в день президентских выборов на Украине, в программе «Воскресное время» ведущая Ирада Зейналова продемонстрировала на экране таблицу, являющуюся, по её словам, «странной картинкой», которая якобы «появилась на центральном сервере ЦИК Украины несколько минут назад». По этим данным, победителем в первом туре является Дмитрий Ярош с 37,13 %, на втором месте Петр Порошенко с 29,63 %, третьей стала Юлия Тимошенко с 11,42 %. Согласно данным Slon.ru, к вечеру 26 мая на странице сайта ЦИК Украины данные об итогах голосования отсутствовали, а сама «таблица с результатами голосования» существенно отличается от страницы сайта ЦИКа, и вдобавок содержит фактическую ошибку — кандидат Сергей Тигипко там представлен как Тигипко С. А., хотя его отчество — Леонидович[281]. На следующий день в своих новостных программах телеканал утверждал, что его ведущая была введена в заблуждение «хакерской атакой на сайт ЦИК». По данным же Slon.ru, сам ЦИК ни о какой атаке не заявлял, и данные о победе Яроша опубликовало только российское государственное СМИ[282].
  • 12 июля 2014 года в вечернем эфире «Первого канала» появился сюжет авторства Юлии Чумаковой под названием «Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца»[283]: в центре временного размещения беженцев с Украины некая Галина Пышняк рассказала о публичной казни маленького ребёнка и жены ополченца ДНР вступившими в Славянск украинскими военными[284]. Опрошенные находившимся в Славянске фотокорреспондентом «Новой газеты» Евгением Фельдманом несколько десятков местных жителей не подтвердили утверждения Пышняк, по их словам, украинские военные ведут себя предельно корректно и привезли гуманитарную помощь. Некоторые СМИ обратили внимание на ряд нестыковок в её рассказе, а также сильную схожесть с ранее опубликованным публицистом и активным сторонником «Русской весны» Александром Дугиным текстом про распятие шестилетнего ребёнка в Славянске без ссылки на источник информации[285][286]. Советник главы МВД Украины Антон Геращенко сообщил газете «Украинская правда», что Галина Пышняк ведёт асоциальный образ жизни и была умышленно использована для дискредитации украинских военнослужащих[287]. Российский писатель и публицист Дмитрий Быков сравнил этот телесюжет с делом Бейлиса[288]. В октябре 2014 года Конгресс интеллигенции призвал Константина Эрнста провести служебное расследование о причинах попадания заведомых фальшивок в эфир, о том, почему, очень быстро узнав о лживости сообщений, редакция не взяла на себя труд дезавуировать их, несмотря на уже разразившийся публичный скандал[289], сам Эрнст отказался комментировать сюжет[286]. В ходе пресс-конференции президента РФ Владимира Путина 18 декабря 2014 года данный сюжет был упомянут журналистом телеканала «Дождь» Ксенией Собчак в качестве примера разжигания ненависти федеральными телеканалами[286][290]. 21 декабря ведущая «Первого канала» Ирада Зейналова в эфире воскресного выпуска программы «Время» прокомментировала сюжет о «распятом мальчике»: по её словам у журналистов Первого канала не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске. После этого в эфире были показаны кадры с обезображенными детскими трупами, окровавленными колясками, гробами и плачущими женщинами, и затем телеведущая подвела итог: «Жизнь оказалась страшнее фантазии. Если болезненной фантазией женщины, чья психика не выдержала ада круглосуточных обстрелов Славянска, оказался рассказ луганской беженки»[286][290][291][292]. Автор сюжета Юлия Чумакова отказывалась комментировать его и продолжила работу на канале в качестве главы Южного бюро в Ростове-на-Дону. Текст сюжета на сайте канала так и не был изменен, сама история превратилась в мем для отсылки к ошибкам и намеренным подлогам в сюжетах российских федеральных телеканалов[293].
  • 14 ноября 2014 года в программе «Однако» в рамках новостной передачи «Вечерние новости» продемонстрировали спутниковый снимок, на котором якобы запечатлен обстрел малайзийского «Боинга» украинским истребителем «МиГ-29». По словам ведущего программы Михаила Леонтьева, уникальный и сенсационный снимок в редакцию прислал Российский союз инженеров (РСИ), в свою очередь получивший его от некоего авиационного эксперта Джорджа Билта. По сообщениям некоторых СМИ этот «уникальный кадр» был опубликован ещё в середине октября, в нём самом выявили фейк, изготовленный с помощью фоторедактора. Фотоблогеры Илья Варламов и Рустем Адагамов, а также Максим Кац отмечали технические несоответствия[294]. Сам Джордж Билт изданию «Buzzfeed» заявил, что нашёл картинку на интернет-форуме и ожидал, что союз может самостоятельно проверить её подлинность. Он выразил недовольство тем, что его усилия использовали для информационной войны, и принёс извинения тем людям, которых мог ввести в заблуждение[295].
  • 19 июля 2016 года в эфире новостей Первого канала вышел сюжет «Монстры в телефоне могут завести не туда — модная игра захватывает мир» с критикой в адрес игры Pokémon Go. В нём журналисты выдавали кадры с протеста в пригороде Лос-Анджелеса за коллективную ловлю покемонов. Представитель телеканала Лариса Крымова назвала эту ситуацию ошибкой редакторов[293].
  • 26 октября 2016 года в новостной программе телеканала вышел сюжет о якобы оправдании австрийским судом иракского беженца, изнасиловавшего 10-летнего ребёнка. В вечерней программе «Время» сообщалось уже об отмене приговора, однако в двух сюжетах общей продолжительностью в шесть с половиной минут так и не было сказано о сохранении мигранта под арестом и невыпуске на свободу. При этом ведущий и автор сюжета заявляли о возможном избежании наказания, что невозможно: предъявлялись обвинения по пунктам «сексуальные действия с отягчающими обстоятельствами» и «изнасилование», на пересмотр были направлены материалы только по последнему из них[296].

Критика медицинских телепередач

  • В ноябре 2006 года генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту было направлено письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова), в прошлом врача, где была раскритикована редакционная политика ведущего российского телеканала, которая, по его мнению, является «вакханалией лженауки, мракобесия и оккультизма». Критике подверглись «Доброе утро» и «Малахов+». В письме митрополит Никон просил генерального директора «Первого канала» прекратить производство передач, пропагандирующих оккультные антинаучные знания и методы оздоровления на своем телеканале[297].
  • В выпуске программы «Здоровье» от 12 января 2008 года ведущая программы Елена Малышева убила крысу для проведения эксперимента[298]. Это вызвало сильное негодование со стороны многих российских телезрителей[299]. В ответ на обвинения ведущая заявила, что в результате проведённого эксперимента ни одно животное не пострадало, а уже через 40 минут крыса очнулась, начала двигаться и вернулась к своей нормальной жизни[300].
  • В своей программе «Жить здорово!» от 25 ноября 2011 года Елена Малышева, обсуждая свойства пчелиного мёда, сказала, что он в 100 раз калорийнее сахара и назвала этот продукт источником канцерогенов при условии, что мёд будет растворён в кипятке, чем вызвала широкий общественный резонанс среди пчеловодов и людей, неравнодушных к мёду, которые начали сбор подписей в знак протеста[301].
  • В одном из выпусков «Жить здорово!» Елена Малышева подняла тему испускания газов во время оргазма, что вызвало большой общественный резонанс. Особую пикантность передаче придавала любительская видеозапись, в полной мере демонстрирующая обсуждаемую проблему[302].

Критика развлекательных телепередач и «реалити-шоу»

По поводу телепрограмм Первого канала, очень часто в адрес его руководства пишутся открытые письма с протестами. Также происходят сборы подписей и негативных мнений в интернете.

  • Один из известных скандалов случился с программой «Минута славы». Во втором сезоне выяснилось, что под вымышленными именами и биографиями простых людей в программе участвуют профессиональные артисты. Победитель состязаний Дмитрий Булкин, «автослесарь из Кубинки», оказался артистом цирка «Дю Солей» из Канады, работавшим на площадках Лас-Вегаса. А участница Ирина Казакова, «продавщица цветочного магазина», была мастером спорта международного класса по гимнастике[303][304][304]. В результате этого председатель Комиссии по защите прав граждан в области общественной морали и духовной жизни Общественной палаты Тульской области Валерий Владимирович Отставных написал открытое письмо Константину Эрнсту с просьбой наказать сотрудников канала и аннулировать результаты второго сезона конкурса, а также принести публичное извинение от имени Первого канала всем телезрителям и участникам проекта[305].
  • Ещё одно подобное письмо было направлено по поводу программы «Пусть говорят». 24 марта 2011 года в программе был затронут конфликт между администрацией интерната для детей с инвалидностью и волонтёрскими организациями. После выпуска правозащитники, выступавшие в программе на стороне детей, направили открытое письмо Константину Эрнсту с протестом в адрес Андрея Малахова. Малахов был обвинен в попытке повысить свою популярность и побольше заработать на детской проблеме. Под письмом подписались ряд известных педагогов[306]. В сентябре 2012 стало известно, что Илья Резник готовит иск против программы за клевету и причинение вреда здоровью[307].
  • 25 апреля 2013 года в СМИ сообщили о том, что в 2012 году телеканал сфальсифицировал итоги международного шоу «Большие гонки». В версии финала, показанной в декабре во всех странах, кроме России, победу одержала сборная Казахстана. Однако в версии «Первого канала» для российских зрителей чемпионов было сразу два: Россия и Казахстан. Капитан российской команды Анна Шатилова подтвердила, что было отснято две версии финала. Пресс-служба «Первого канала» не дала никаких комментариев СМИ, попросив их прислать официальный запрос[308][309].

Кинопроекты

Критика телефильмов на исторические темы

При содействии Первого канала был снят ряд фильмов на тему советской эпохи и царской России. Критике подвергся ряд телесериалов. Кроме того, ставится под сомнение ценность ряда кинопроектов канала за низкий художественный уровень.

Большую часть негодования вызвал телесериал «Диверсант» о событиях Великой Отечественной войны. В фильме были задействованы известные актёры Владислав Галкин, Алексей Бардуков и Кирилл Плетнёв. Телесериал вызвал критику со стороны ветеранов войны и других телезрителей[310].

«Посмотрев на странных мечущихся недоумков, которых к тому же зверски тиранят собственные негодяи-военачальники, молодой телезритель может растерянно спросить: „А что вообще мы будем праздновать 9 мая?“ Верю, что не спросит, потому что не одной продукцией эрнстовского канала жив человек. И всё же почему К. Эрнст приглашает именно таких сценаристов, пестует именно такие сюжеты? Почему чёрный миф о войне получает прописку на главном телеканале страны, им исподволь вводится в массовое сознание? Почему на это тратятся государственные деньги? Безответные вопросы, которые позволяют задуматься. Не происходит ли самое страшное, когда у народа хотят отнять Победу, извратить священные смыслы. И что ещё должны вытерпеть наши ветераны, сидя у своих телевизоров?».

— «Литературная газета» от 15 сентября 2005 года, комментарий А. Смирнова

Также критике подверглись телесериалы «Диверсант. Конец войны»[311], «Брежнев»[312][313], «Есенин»[314], «Гибель империи» и ряд других проектов Первого каналаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1302 дня].

Резкой критике со стороны украинских телезрителей подвергся телесериал «72 метра». Виктор Баранов, глава киевской организации Союза писателей Украины, негативно отозвался на появление фильма, найдя в нём признаки украинофобии[315]. А национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали признала, что художественный фильм «72 метра» имеет «признаки пропаганды национальной розни, унижения и оскорбления украинской и русской наций»[316].

Документальное кино

Некоторые документальные фильмы канала обвиняются в предвзятости и необоснованности высказанных идей:

Некачественные спортивные трансляции

В 2002 году известный тренер Валерий Газзаев[324] и 2010 году Евгений Ловчев[325] отметили весьма посредственное качество спортивных трансляций на этом канале: трансляции начинаются с задержкой на 10-15 минут (при этом из трансляции исчезают государственные гимны стран-участниц)[326] и часто прерываются рекламными вставками, подчас транслируются в записи[327] в позднее время[328]. До начала-середины 2000-х годов телеканал также практиковал демонстрацию рекламных роликов поверх прямой трансляции[329], что нередко становилось поводом для судебных разбирательств[330][331].

«Футбол в частности и спорт в общем на этом канале уже давно не являются любимым ребенком, которого взращивают правильно – так, чтобы в будущем он и приносил тот самый рейтинг. В этом году матчи нескольких туров премьер-лиги там не были показаны, сейчас трансляции уже чемпионата мира будут начинаться со стартовым свистком. Накладки тут неизбежны – может случиться и так, что реклама или шоу про суд наложится на первые минуты игры».

Также, в последнее время о плохом качестве трансляций отзываются и зрители канала[332]. Однако директор Дирекции спортивного вещания канала Николай Малышев неоднократно говорил, что на перенос трансляций на позднее время повлияли неудачные выступления российских спортсменов[333].

Факты

Награды

  • В 2002 году студия «ОРТ-Дизайн» получила серебро на конкурсе PromaxBDA за лучшее оформление программ «Новости» и «Время»[336]. В 2008 году эта же студия была удостоена премии «ТЭФИ» за дизайн новой студии информационных программ Первого канала. В 2009 году — за оформление новостного пространства Первого канала. Кроме того, персоны и проекты канала также неоднократно были удостоены этой премии. В январе 2013 года Первому каналу была вручена награда «Инновации года». Награду вручил крупнейший в мире спутниковый оператор связи Eutelsat. Награда была вручена за то, что канал одним из первых федеральных российских телеканалов перешёл на новый формат высокой чёткости (HDTV), обеспечивающий улучшенное качество изображения и многоканальное объёмное звучание.

См. также

Напишите отзыв о статье "Первый канал (Россия)"

Литература

  • Фёдор Раззаков. Гибель советского ТВ. Книга 1. Тайны телевидения. От Сталина до Горбачёва, 1930—1991. — М.: Эксмо, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-699-33296-0.
  • Фёдор Раззаков. Блеск и нищета российского ТВ. Книга 2. Тайны телевидения. От Ельцина до Медведева. 1992-2008. — М.: Эксмо, 2009. — 592 с. — ISBN 978-5-699-33297-7.

Примечания

  1. По вторникам с 1:40 до 5:55 для аналоговых сетей Москвы предусмотрена ночная профилактика
  2. [rsoc.ru/mass-communications/reestr/media/?id=257735&page= Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Первый канал]. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (7 июня 2012). — Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Проверено 17 мая 2015.
  3. [www.nm-g.ru/#/about/ Национальная Медиа Группа]
  4. [www.tv-digest.ru/news.php?id=3948 Тв Дайджест]
  5. озвучивал в основном киноанонсы
  6. 1 2 [www.1tv.ru/sprojects_on_site/si5796/p214 Лето в широком формате — Акции Первого — Первый канал]
  7. 1 2 [www.1tv.ru/news/techno/222757 Первый канал первым из общедоступных федеральных начал вещание в режиме HD]. Первый канал (24 декабря 2012).
  8. [www.1tv.ru/total/pi=6 Согласно справке на официальном сайте телеканала]
  9. [www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow DocumID 43783.html]
  10. [izvestia.ru/news/360211 Эфир номер один]
  11. [www.kommersant.ru/doc/105755/ Ъ-Газета — ОРТ начинает вещание]
  12. [izvestia.ru/news/323161 На первое-сюрприз]. Известия (30 марта 2007). [www.webcitation.org/6HRajTkHm Архивировано из первоисточника 17 июня 2013].
  13. [kommersant.ru/doc/10929 Как начиналось вещание ОРТ]
  14. [kommersant.ru/doc/171542 Ъ-Газета — Прямая речь]
  15. [www.telesputnik.ru/archive/27/article/8.html Новости телекомпаний]. Теле-Спутник (1 января 1998).
  16. [kommersant.ru/doc/180668 Ъ-Газета — НТВ]
  17. [www.politika.su/media/trk.html Телерадиокомпании и медиа-холдинги]
  18. [web.archive.org/web/20131029194459/textb.ru/23/61 ОРТ создает гибрид Доренко с Познером]
  19. 1 2 [ko.ru/articles/454 Есть телевизор — подайте трибуну!:: Выпуск № 66 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно]
  20. [www.kommersant.ru/doc/195512 ОРТ-98: новый передел телевизионного рекламного рынка]. Коммерсантъ (31 марта 1998). [www.webcitation.org/6HDuvSjwK Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  21. [www.novayagazeta.ru/society/24743.html «Поп-корм» до отвала — Общество — Новая Газета]
  22. [www.colta.ru/articles/media/4309 Эрнст. Судьба креативного менеджера в России. НОВАЯ ГЛАВА ИЗ БУДУЩЕЙ КНИГИ ЮРИЯ БОГОМОЛОВА О ТЕЛЕВИДЕНИИ]. Colta.ru (22 августа 2014).
  23. [www.kommersant.ru/doc/224959 "Я хотел бы проработать на ОРТ ещё лет двадцать"]. Коммерсантъ (4 сентября 1999).
  24. Екатерина Барабаш. [www.ng.ru/tv/2002-09-20/13_goodbye.html Прощай, оружие!]. Независимая газета (20 сентября 2002). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERfDP8A6 Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  25. [www.sovsport.ru/gazeta/article-item/34367 TV, ты меня не любишь? — Газета — Советский спорт]
  26. [www.trud.ru/issue/article.php?id=200111152111401 ПОЧЕМ СОВЕСТЬ?] — «Труд»
  27. [ko.ru/articles/911 Политическая осень-99]. Компания (2 ноября 1999).
  28. 1 2 [lenta.ru/russia/1999/10/25/diagnoz/ Примаков опровергает сообщение о проблемах с его тазобедренным суставом]. Lenta.ru (25 октября 1999).
  29. 1 2 [www.ng.ru/politics/1999-10-26/primakov.html Примакова обвинили в подготовке терактов]. Независимая газета (26 октября 1999).
  30. [www.ng.ru/politics/1999-10-05/search.html В поисках золотой середины]. Независимая газета (5 октября 1999).
  31. [www.ng.ru/events/1999-11-25/2_luzh_dor.html Лужков против Доренко]. Независимая газета (25 ноября 1999).
  32. [www.kommersant.ru/doc/726842 "Очень трудно проработать на телевидении не оступаясь"]. Коммерсантъ-Власть (4 декабря 2006).
  33. [www.ng.ru/events/2000-01-26/2_delo.html Дело Скуратова и ОРТ будут слушать в феврале]. Независимая газета (26 января 2000).
  34. [www.ng.ru/tv/2014-01-17/11_sheremet.html Павел Шеремет: «Каждую программу делаю как последнюю»]. Независимая газета (17 января 2014).
  35. [www.trud.ru/article/20-01-2000/587_bolshie_manevry.html БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ]. Труд (20 января 2000).
  36. [www.rusteam.permian.ru/news/2005_12_04_2.html Сборная России по футболу]
  37. [lenta.ru/russia/2000/03/17/tv/ Lenta.ru: В России: Частоты вещания ОРТ и ТВЦ выставлены на конкурс]
  38. [lenta.ru/russia/2000/02/29/tv/ Lenta.ru: В России: ОРТ и ТВЦ придётся пройти конкурс, чтобы продолжить вещание]
  39. [lenta.ru/russia/2000/05/24/tv/ Lenta.ru: В России: ОРТ выиграло конкурс на право вещания на первом канале]
  40. [ko.ru/articles/1742 Первая на первом:: Выпуск № 116 :: Журнал «Компания» — деловой еженедельник. Компания года. Разместить пресс-релиз бесплатно]
  41. [www.novayagazeta.ru/society/10812.html РОБИНЗОН ПРОВЕЛ КОНКУРС КРАСОТЫ — Общество — Новая Газета]
  42. [www.mk.ru/editions/daily/article/2000/05/25/124086-mnogokanalnyie-novosti.html Многоканальные новости]. Московский комсомолец (25 мая 2000). [www.webcitation.org/6HDuz2vPM Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  43. [web.archive.org/web/20020212080730/lenta.ru/notv/2000/08/27/tv_fire/ Lenta.ru: БЕЗ ТВ: Все центральные каналы российского телевидения прекратили вещание]
  44. [www.newsru.com/russia/30aug2000/rtrort.html В Москве началось совместное вещание ОРТ и РТР]
  45. [web.archive.org/web/20150709224642/www.1tv.ru/public/pi=13916 Каналы ОРТ и РТР вещают на территорию РФ, за исключением Москвы и Московской области]
  46. [www.afisha.ru/article/mediahistory/page31/ Доренко против Лужкова. Сентябрь 1999]. Афиша (6 июля 2011).
  47. [www.kommersant.ru/doc/560139 Ъ-Власть - Первые кнопки России]. Проверено 30 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GWPsnqNi Архивировано из первоисточника 11 мая 2013].
  48. [www.mk.ru/social/article/2010/08/19/524104-kurskaya-anomaliya.html «Курская» аномалия] — Общество МК
  49. [sobesednik.ru/politika/20140401-vladimir-kara-murza-u-ernsta-i-menyu---fastfud-i-produkty-ne-0 Владимир Кара-Мурза: "У Эрнста и меню - фастфуд, и продукты не первой свежести"]. Собеседник (1 апреля 2014).
  50. [kommersant.ru/doc/698376 Ъ-Газета — Другое телевидение]
  51. [newsru.com/russia/09sep2000/dorenko2.html Авторскую программу Доренко действительно сняли с эфира]. NEWSru (9 сентября 2000). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnLAy9S Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  52. [www.ogoniok.com/archive/2001/4689/14-28-32/ КОНСТАНТИН ЭРНСТ: «ТРУДНО БЫТЬ ПЕРВЫМ»]. Огонёк (2 апреля 2001).
  53. [newsru.com/russia/02oct2000/ort.html В Москве проходит встреча будущих учредителей компании «ТелеТраст»]
  54. [newsru.com/russia/04dec2001/ort2.html ОРТ сделают государственным телеканалом номер один]. NEWSru (4 декабря 2001). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnMgdl7 Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  55. [2000.novayagazeta.ru/nomer/2000/67n/n67n-s19.shtml Генеральный директор ОРТ Константин ЭРНСТ: "ЧТОБЫ НА ОРТ НЕ ПРИСЛАЛИ КОМИССАРА В ПЫЛЬНОМ ШЛЕМЕ, Я РЕШИЛ ЗАТКНУТЬ ПРОБОИНУ САМ"]. Новая газета (27 ноября 2000).
  56. [www.mk.ru/editions/daily/article/2000/09/07/119635-menshovabolshova-i-nikakoy-romantiki.html Меньшова-Большова и никакой романтики]. Московский комсомолец (7 сентября 2000). [www.webcitation.org/6HDv7eZEX Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  57. [www.telesputnik.ru/archive/60/article/18.html Журнал Теле-Спутник]
  58. [www.mk.ru/editions/daily/article/2000/09/21/119071-mnogokanalnyie-novosti.html Многоканальные новости]. Московский комсомолец (21 сентября 2000). [www.webcitation.org/6HDv0tVqI Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  59. Гриднева, Наталья. [web.archive.org/web/20150704175332/www.1tv.ru/public/pi13747 C 1 октября зрители ОРТ не увидят 12 программ]. Страна.ру. ОРТ (15 сентября 2000). Проверено 16 августа 2014.
  60. 1 2 [coldtext.ru/110/15 ОРТ снесло яичко]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhwdkOlD Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
  61. [www.novayagazeta.ru/society/10779.html Ртуть поднимается, рейтинг падает]. Новая газета (1 июня 2000). [www.webcitation.org/6HBQ2C8sz Архивировано из первоисточника 7 июня 2013].
  62. [www.novayagazeta.ru/society/10983.html Телевидение, которое хочется потрогать руками]. Новая газета (24 апреля 2000). [www.webcitation.org/6HDv3AcRU Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  63. [www.izvestia.ru/news/252112 Ищите пятый угол — Известия]
  64. [web.archive.org/web/20151123064919/www.1tv.ru/public/pi=14183 Познер и Агалакова идут на смену Доренко?. Публикации — Первый канал]
  65. [www.newsru.com/russia/15mar2003/ln.html Новости NEWSru.com:: Александр Любимов и Николай Николаев покидают «Первый канал»]
  66. [www.novayagazeta.ru/society/7559.html Даешь два Первых к 2012 году! Четвёртый по счету ребрендинг пятой кнопки завершился приходом команды Эрнста. Канал для умных не просуществовал и года]. Новая газета (17 января 2011).
  67. [news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7264000/7264980.stm Телевидение при Путине: от недоверия к любви]. Русская служба Би-би-си (26 февраля 2008).
  68. [www.ng.ru/tv/2001-10-06/9_tv.html Телевидение для всех]. Независимая газета (6 октября 2001).
  69. [www.novayagazeta.ru/society/16238.html Политика На Телевидении Кончилась, Оболванивание Продолжается — Общество — Новая Газета]
  70. [www.novayagazeta.ru/society/12729.html АЛЧНОСТЬ КОХА — Общество — Новая Газета]
  71. [www.mk.ru/old/article/2002/01/06/172614-telega-bez-loshadi.html Телега без лошади — Архив публикаций МК]
  72. [www.womanhit.ru/archive/103582-osennee-obostrenie.html Осеннее обострение]. МК-Бульвар (1 октября 2001).
  73. [www.novayagazeta.ru/society/15724.html ТЕЛЕ ПРЕТ-А-ПОРТЕ — Общество — Новая Газета]
  74. [web.archive.org/web/20141129081023/www.1tv.ru/public/pi=12663 ОРТ клонировало программу «Время»]
  75. [newsru.com/russia/24Apr2001/dibrov2.html Дибров ушел на ОРТ делать телеигру и ночной эфир]. NEWSru (24 апреля 2001). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnOJ4ix Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  76. [www.trud.ru/article/12-07-2001/26827_nikolaj_nikolaev_rassledovanie_prodolzhaetsja/print/ Труд: Николай Николаев: Расследование Продолжается]
  77. [newsru.com/russia/07oct2002/bordovskih.html Юлия Бордовских готовит собственный проект на НТВ]
  78. [newsru.com/russia/09jul2001/ortv_sharapova.html Арина Шарапова будет вести утреннее шоу на ОРТ]
  79. [web.archive.org/web/20131019212809/www.itogi.ru/archive/2001/51/125324.html?page=2 № 51 (289) / Время Матадора]
  80. [izvestia.ru/news/355548 Сергей Шумаков возглавил телеканал «Культура» — Известия]
  81. [www.novayagazeta.ru/society/16969.html БРЕНДОВОЕ ВРЕМЯ — Общество — Новая Газета]
  82. [web.archive.org/web/20140718115528/www.vremya.ru/2000/108/4/306.html Гонки на выживание: телевизионщики не стесняются в средствах, чтобы выжить конкурентов из эфира]. Время новостей (22 августа 2000).
  83. [www.kp.ru/daily/22632/12119/ Жанна Агалакова, телеведущая ОРТ: В нашей редакции чуть не случилась такая же паника, как в Штатах // KP.RU]
  84. Олег Аронсон. [www.ng.ru/tv/2001-09-15/13_accident.html Телевидение и катастрофа]. Независимая газета (15 сентября 2001). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERna5RZM Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  85. [www.novayagazeta.ru/society/12707.html БЕЗ РЕЙТИНГА — Общество — Новая Газета]
  86. [www.novayagazeta.ru/society/12476.html ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ОСТАВАИТЕСЬ С НАМИ - Общество - Новая Газета]. Проверено 28 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GFWkc8TZ Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
  87. [www.novayagazeta.ru/society/15138.html В СТРОГОМ РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ — Общество — Новая Газета]
  88. [www.novayagazeta.ru/society/15091.html ЭФИРНОЕ БРЕМЯ — Общество — Новая Газета]
  89. [kommersant.ru/doc/347991 Ъ-Газета — Как телеканалы показывали теракт]
  90. 1 2 [www.kommersant.ru/doc/372235?isSearch=True&stamp=634720201142194142 Ъ-Газета — Война на российских телеканалах]
  91. [www.novayagazeta.ru/society/19737.html ГАРИК СУКАЧЕВ ПЛАКАЛ, НО ТЕЛЕЗРИТЕЛИ ЭТОГО НЕ УВИДЕЛИ — Общество — Новая Газета]
  92. [kommersant.ru/doc/502366 Ъ-Газета — Террористическая сетка]
  93. [www.novayagazeta.ru/society/22852.html ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ЗАЛОЖНИК ЦЕНЗУРЫ — Общество — Новая Газета]
  94. [kommersant.ru/doc/502924 Ъ-Газета — Эфирная зона особого внимания]
  95. [www.1tv.ru/news/2002/07/29/264734-na_sobranii_aktsionerov_ort_prinyato_reshenie_o_pereimenovanii_telekompanii На собрании акционеров ОРТ принято решение о переименовании телекомпании — Первый канал]
  96. [www.newsru.com/russia/29Jul2002/ort.html Константин Эрнст предлагает переименовать ОРТ в Первый канал]
  97. [www.kommersant.ru/doc/334289 Ъ-Газета — У «Первого канала» все останется старым]. [www.webcitation.org/6EiSflai7 Архивировано из первоисточника 26 февраля 2013].
  98. С 1 по 16 сентября 2002 года в конце телепрограмм стороннего производства продолжалось указываться старое название телеканала — ОРТ; в ряде печатных изданий до середины 2000-х годов продолжалось указываться название «ОРТ» вместо «Первый канал».
  99. [www.newsru.com/russia/29nov2002/1_tv.html У ОРТ появился новый сайт]. NEWSru (29 ноября 2002). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnswDMF Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  100. [www.novayagazeta.ru/society/15166.html ПОЛУФАБРИКАТЫ — Общество — Новая Газета]
  101. [izvestia.ru/news/278628 «Мы думаем об изменении качества юмористических программ» — Известия]
  102. [izvestia.ru/news/278660 Переключая каналы — Известия]
  103. [www.mk.ru/editions/daily/article/2002/11/21/130956-oleg-volnov-den-nachinaetsya-nochyu.html Олег Вольнов: День Начинается Ночью — Издания Мк]
  104. [www.izvestia.ru/news/266703 Первый канал станет общественным развлекательным телевидением — Известия]
  105. [www.newsru.com/russia/27nov2002/dtv.html Конкурс на частоту ДТВ признан несостоявшимся и перенесен на будущий год]. NEWSru (27 ноября 2002). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnwAHtR Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  106. [www.ng.ru/politics/2003-03-04/1_tv.html "Слабое звено" предвыборного года]. Независимая газета (4 марта 2003).
  107. [www.novayagazeta.ru/society/21038.html «ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ» СВЕТЛАНЫ СОРОКИНОЙ — Общество — Новая Газета]
  108. [newsru.com/russia/25dec2002/sorokina.html Светлана Сорокина уйдет с ТВС на «Первый канал» после Нового года]. NEWSru (25 декабря 2002). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERnua1bF Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  109. [www.novayagazeta.ru/society/20284.html НОВОСТИ ТЕЛЕКАНАЛОВ — Общество — Новая Газета]
  110. [www.1tv.ru/news/social/41027 Первый канал работает в экстренном новостном режиме — Первый канал]
  111. [www.sostav.ru/news/2003/10/06/10/ Ночной сон отменяется]
  112. [izvestia.ru/news/295337 «За последние десять лет документальный телепродукт был вымыт с экрана» — Известия]
  113. [www.novayagazeta.ru/society/19581.html МНОГИЕ ПРОГРАММЫ, НА КОТОРЫЕ ДЕЛАЛАСЬ СТАВКА, НЕ ДОТЯНУЛИ ДО КОНЦА СЕЗОНА — Общество — Новая Газета]
  114. 1 2 3 4 [www.1tv.ru/20years/ Первый канал. 20 лет в эфире] (1 апреля 2015).
  115. 1 2 3 [web.archive.org/web/20160304210932/www.vremya.ru/2003/154/4/78227.html Светлана Сорокина может покинуть Первый канал]. Время новостей (21 августа 2003).
  116. [web.archive.org/web/20151123190111/www.1tv.ru/public/pi=9729 Впервые на российском ТВ. Стереозвук на Первом канале]
  117. [www.telesputnik.ru/archive/100/article/34.html Журнал Теле-Спутник]. Проверено 21 января 2013. [www.webcitation.org/6E7Kag9s8 Архивировано из первоисточника 2 февраля 2013].
  118. [web.archive.org/web/20141015091131/www.1tv.ru/public/pi=9755 Стереозвук на Первом канале]
  119. [2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/04n/n04n-s26.shtml Влетает в оба уха и в копеечку]
  120. [izvestia.ru/news/292303 Константин ЭРНСТ: «Нас не догонят!» — Известия>]
  121. [www.kommersant.ru/doc/525073 Новости на "Первом канале". Кирилл Клейменов вернулся из ЛУКОЙЛа руководить информационными программами]. Коммерсантъ (16 ноября 2004).
  122. [www.kommersant.ru/doc/586769 Ъ-Газета — «Главная негативная тенденция — похожесть друг на друга»]
  123. [www.kommersant.ru/doc/586914 Ъ-Газета — Игра в кнопки]
  124. [izvestia.ru/news/304635 Александр Файфман: «Я боюсь, что „Кривое зеркало“ будет ещё долго приносить рейтинг» — Известия]
  125. [www.kommersant.ru/doc/556929 Ъ-Газета — Телелидеры]
  126. [www.kommersant.ru/doc/610803 Телелидеры с Ариной Бородиной] Газета «Коммерсантъ», № 177 (3261), 21.09.2005
  127. [daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/u-nas-vidite-li-strana-dovolno-staromodnaya-20-let-pervomu-kanalu/ «У нас, видите ли, страна довольно старомодная»: 20 лет Первому каналу. Краткая история 20 лет первой кнопки отечественного телевидения: от Березовского до Толстого, от «Кукол» до «Школы» и от Эрнста до Эрнста]. Афиша (1 апреля 2015).
  128. [www.kommersant.ru/doc/602330 "Первый канал" приобрел лицо Толстого. Ведущий "Выводов" переходит во "Время"]. Коммерсантъ (19 августа 2005).
  129. [www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1033789-0.html Петр Толстой поменяет «Третий канал» на «Первый»]
  130. [kp.ru/daily/23396/33628/ Павла Любимцева заменит Любовь Полищук // KP.RU]
  131. [www.izvestia.ru/news/311819 Дроздов по-домашнему — Известия]
  132. [tvoygolos.narod.ru/basic.htm Светлана Сорокина на 1-м канале: ток-шоу «Основной инстинкт»]
  133. [www.newsru.com/russia/19aug2005/season.html В новом телевизионном сезоне зрители не увидят многих программ и ведущих]
  134. [izvestia.ru/news/303805 Футбольную сборную выставят на тендер — Известия]
  135. [newsru.com/world/07dec2005/proekt.html Первый канал начинает вещание в США]. NEWSru.com (7 декабря 2005).
  136. 1 2 [www.svoboda.org/content/transcript/404843.html "Первый канал": жертва чужой зависти или собственного самодовольства]. Радио Свобода (30 июля 2007).
  137. [www.novayagazeta.ru/society/29891.html НА СУРОВЫХ БЕРЕГАХ ГЛАМУРА — Общество — Новая Газета]
  138. [www.ng.ru/tv/2007-07-27/13_analitiki.html С телеаналитиками – о былом]. Независимая газета (27 июля 2007).
  139. [www.kp.ru/daily/23784/58149/ «Комеди Клаб» переезжает на Первый канал? // KP.RU]
  140. [kommersant.ru/doc/746232 Ъ-Газета — Телелидеры 19—25 февраля]
  141. [izvestia.ru/news/415318 На Первом канале будет меньше примитивного юмора и больше спорта - Эрнст - Известия]. Проверено 28 апреля 2013. [www.webcitation.org/6GFWp41qk Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013].
  142. [www.kommersant.ru/doc/777770 "Попробуйте нас догнать!"]. Коммерсантъ (26 июня 2007). [www.webcitation.org/6HDv9Vk49 Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  143. [www.ogoniok.com/5051/19/ Огонек: Гиперболоид Первого]
  144. [www.1tv.ru/news/about/20085 У Первого канала новая новостная студия]
  145. [www.kommersant.ru/doc/908232 "Люди ждут новых слов"]. Коммерсантъ (2 июля 2008). [www.webcitation.org/6HDvD4xTc Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  146. [www.ng.ru/antrakt/2008-06-27/18_itogi.html Следуя своим курсом]. Независимая газета (27 июня 2008).
  147. [www.timeout.ru/msk/feature/14747 Константин Эрнст: «Продвинутая аудитория не потеряна для ТВ»]. TimeOut (21 сентября 2010).
  148. [www.newsru.com/arch/cinema/01dec2010/progr.html Телерейтинги: вертикальное программирование не оправдывает себя]. NEWSru.com (1 декабря 2010).
  149. [kommersant.ru/doc/1581792?isSearch=True Ъ-Газета — Юрий Ковальчук +1]
  150. [www.1tv.ru/news/about/177687 С 1 июня Первый канал переходит на формат вещания 16:9]. Первый канал (31 мая 2011).
  151. [www.youtube.com/watch?v=GEquzp2k5Wc#! Переход Первого канала на формат 16:9 1 июня 2011]
  152. [kommersant.ru/doc/1657026?stamp=634721838566424413 Ъ-Газета — Ток-шоу Андрея Макарова выходит в эфир на «Первом канале»]
  153. [www.ng.ru/tv/2011-12-30/15_talk_show.html 2. Ток-шоу «Свобода и справедливость»]. Независимая газета (30 декабря 2011). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERo07nee Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  154. [www.rg.ru/2012/02/13/gordon-poln.html Александр Гордон: Не хочется на площадях «египетского футбола» — Сусанна Альперина — «Гражданин Гордон, пройдемте на площадь!» — Российская газета]
  155. [www.1tv.ru/news/about/204430 `Вечерний Ургант` – в эфир Первого канала выходит первое в России найт-шоу - Первый канал]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcPwsuBG Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  156. [izvestia.ru/news/542320 НТВ поднялся за счёт криминала и сериалов - Известия]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcPzVXY8 Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  157. [www.kommersant.ru/doc/2086525 Ъ-Газета - Прямой эфир]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcQ4hOOk Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  158. [www.kommersant.ru/doc/2098219 Ъ-Газета - Рейтинги телегода]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcQ7qUal Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  159. [www.rbcdaily.ru/2012/09/28/media/562949984809925 ТНТ и «Первый» не поделили топовых ведущих Гарика Мартиросяна и Сергея Светлакова - РБК daily]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcQAsnLU Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  160. [www.kommersant.ru/doc-rss/2014257?47480790 Ъ-Газета - Политика посвежеет лицом]. Проверено 12 апреля 2013. [www.webcitation.org/6FsMPN71X Архивировано из первоисточника 14 апреля 2013].
  161. [journalist-virt.ru/magazine/rub/broadcasting/3086-zhestokij-barter Жестокий бартер]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcQCsc0T Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  162. [lenta.ru/news/2012/09/04/zeynalova/ Lenta.ru: Медиа: Первый канал назвал преемницу Петра Толстого в "Воскресном времени"]. Проверено 27 марта 2013. [www.webcitation.org/6FcQEP75w Архивировано из первоисточника 4 апреля 2013].
  163. [www.1tv.ru/news/about/226882 Первый канал: Первый канал не будет принимать участие в ТЭФИ-2013]
  164. [www.interfax.ru/culture/txt.asp?id=291815 Интерфакс: Последние дни ТЭФИ?]
  165. [izvestia.ru/news/545397 «Первый канал» отказался от участия в ТЭФИ - Известия]. Проверено 5 марта 2013. [www.webcitation.org/6EzdEXzoo Архивировано из первоисточника 9 марта 2013].
  166. [sobesednik.ru/showbiz/20130128-valdis-pelsh-dengi-u-pervogo-kanala-budu-vyryvat-zubami Валдис Пельш: Деньги у Первого канала буду вырывать зубами! | Шоу бизнес | Собеседник.ру]. Проверено 12 апреля 2013.
  167. [www.vedomosti.ru/business/articles/2013/06/11/pervyj_snova_pervyj `Первый` снова первый - Публикации - Первый канал]. Проверено 12 июня 2013. [www.webcitation.org/6HvzY1AlD Архивировано из первоисточника 7 июля 2013].
  168. [www.forbes.ru/mneniya-opinion/241559-snimok-ekrana-chto-smotrela-strana Снимок экрана: что смотрела страна | Forbes.ru]. Forbes. Проверено 3 июля 2013. [www.webcitation.org/6HvzafIhI Архивировано из первоисточника 7 июля 2013].
  169. [www.lgz.ru/article/-46-6439-20-11-2013/naedine-s-mediynymi-litsami/ Наедине с медийными лицами]. Литературная газета (20 ноября 2013).
  170. [afisha.mail.ru/tvshow/news/42345/ Детский «Голос» стартует с новым жюри и ведущими]. Афиша Mail.Ru (28 февраля 2014).
  171. [mediasat.info/2015/02/03/pervyj-kanal-prodal-firtashu-dolju-v-intere/ «Первый канал» продал Фирташу долю в «Интере»]. MediaSat.
  172. [www.gazeta.ru/culture/2014/09/07/a_6205785.shtml Первый канал предсказал новый телесезон]. Газета.Ru (8 сентября 2014).
  173. [www.1tv.ru/news/about/267146 Первый канал присоединился к акции Ice Bucket Challenge]. Первый канал (8 сентября 2014).
  174. [www.president.gov.ua/documents/5492015-19437 Указ Президента Украины № 549]
  175. [lenta.ru/news/2015/09/16/sanctions/ Под украинские санкции попали российские министры и крупнейшие авиакомпании]. Lenta.ru (16 сентября 2015).
  176. [www.mediaguide.ru/?p=news&id=41bfebbc&page=15&screen=1 Media Guide:: Новости:: Лужков разрешил «Первому каналу» построить собственный телецентр]
  177. [www.infox.ru/realty/city/2012/05/03/__Pyervyyy_kanal___m.phtml «Первый канал» может построить телецентр на территории завода «Серп и Молот» — В городе: Недвижимость / infox.ru]
  178. Ксения Болецкая, Максим Товкайло. [www.vedomosti.ru/companies/news/6459011/nedostupnoe_tv В Росимуществе «Первый канал» назвали худшей из госкомпаний]. // vedomosti.ru (26 ноября 2012). Проверено 26 ноября 2012. [www.webcitation.org/6CX3YOM3T Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012].
  179. [www.rbc.ru/economics/09/04/2014/916923.shtml "Первый канал" показал убыток в 1 млрд руб]. РБК. Проверено 30 декабря 2015.
  180. [www.interfax.ru/business/435298 Убыток "Первого канала" в 2014 году составил до 938 млн рублей]. Интерфакс. Проверено 30 декабря 2015.
  181. 1 2 3 [www.vedomosti.ru/companies/news/25148991/olimpijskij-rezultat-pervogo Олимпийский результат «Первого». «Первый канал» впервые за много лет оказался в убытках]. Ведомости (10 апреля 2014).
  182. [meduza.io/news/2015/04/09/pervyy-kanal-poluchil-v-2014-godu-chistyy-ubytok-v-938-millionov-rubley Первый канал получил чистый убыток в 938 миллионов рублей] «Meduza», 09.04.2015
  183. В заставках отображалась копия логотипа, окрашенная в чёрный цвет с металлическим блеском.
  184. На репортёрских микрофонах не использовался. Квадраты с аббревиатурой «ОРТ» отображались только в рекламных заставках 1997 года, а также в печатных изданиях. С января 1997 по ноябрь 1998 года в вечернее время для некоторых регионов России и при некоторых обстоятельствах стоял [www.youtube.com/watch?v=rmZarKkEcNw «серый» логотип]. Во время тушения пожара на Останкинской телебашне с 27 по 29 августа 2000 года в эфире для Москвы и Московской области логотип стоял в верхнем левом углу (вещание шло на частоте телеканала «Столица»)
  185. Синий квадрат на экране не отображается. В 2008—2015 годах в режиме интернет-вещания логотип был помещён внутрь значка @. С 1 сентября 2001 года используется прозрачно-серая версия логотипа (нынешний вариант появился в эфире 24 сентября). 1 июня 2011 года логотип стал немного меньше и сдвинулся чуть влево (это связано с переходом на формат 16:9).
  186. [www.ng.ru/saturday/2007-07-06/9_matador.html Матадор, убивший двух зайцев]. Независимая газета (6 июля 2007).
  187. [subscribe.ru/archive/tv.news.1tv.anons/200112/31095818.html НОВЫЙ ГОД ПРИХОДИТ С ОРТ!]. ОРТ (31 декабря 2001).
  188. [archive.svoboda.org/programs/tv/2003/tv.090103.asp Смотрим телевизор. Как от канала отличить канал]. Радио Свобода (1 сентября 2003).
  189. [archive.svoboda.org/programs/tv/2005/tv.082605.asp Смотрим телевизор. Каким будет телесезон 2005 - 2006? Размышляют - Арина Бородина, обозреватель газеты "Коммерсант", Сергей Варшавчик, обозреватель "Независимой газеты", Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино"]. Радио Свобода (26 августа 2005).
  190. [www.1tv.ru/news/about/65587 Первый канал запустил новую серию промороликов «Формула Первого»]. Первый канал (20 июня 2007).
  191. [web.archive.org/web/20160304114259/www.vremya.ru/2007/179/4/188236.html «Батя» приземлился. Корпорация «МиГ» провела промоакцию и поменяла генерального директора]. Время новостей (2 октября 2007).
  192. [www.1tv.ru/news/about/69254 Первый канал подготовил сюрприз для своих зрителей]. Первый канал (10 ноября 2007).
  193. [izvestia.ru/news/352630 Очень свежее ТВ]. Известия (3 сентября 2009).
  194. [web.archive.org/web/20151123190111/www.1tv.ru/public/pi=9729 Начало стереовещания на Первом]
  195. [izvestia.ru/news/453336 Медведев утвердил список общедоступных теле- и радиоканалов]. Известия (24 июня 2009). [www.webcitation.org/6HDvGJxEA Архивировано из первоисточника 8 июня 2013].
  196. [www.1tv.ru/news/techno/222724 Первый канал начал вещание в формате High-Definition] (рус.) (24.12.2012). Проверено 25 декабря 2012. [www.webcitation.org/6DDeqmVBY Архивировано из первоисточника 27 декабря 2012].
  197. [www.1tv.ru/news/other/131829 С сегодняшнего дня началось вещание нового спутникового телеканала «ОРТ — Международное». — Первый канал]
  198. [www.1tv.ru/first/socialotchet2013.pdf Социальный (нефинансовый) отчёт]. Первый канал
  199. 1 2 [rospres.com/showbiz/14456/ Передел Первого: Спрут Ковальчука-Михайлова против клана Ротенберга-Эрнста] Руспрес, 20.06.2014
  200. 1 2 3 4 5 [www.kommersant.ru/doc/231540 "До последнего момента мы не знали, выйдем ли в эфир". ОРТ — пять лет]. Коммерсантъ (30 ноября 1999).
  201. [www.kommersant.ru/doc/224943 Волошина подперли верным кадром. В Кремль вернулся Игорь Шабдурасулов]. Коммерсантъ (4 сентября 1999).
  202. [web.archive.org/web/20150103234203/www.1tv.ru/public/pi=12329 Константин Эрнст передал свои продюсерские полномочия Александру Файфману]
  203. [www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2000/02/22/ort-otmorozili-pod-vybory ОРТ отморозили под выборы]. Ведомости (22 февраля 2000).
  204. [web.archive.org/web/20150103225850/www.1tv.ru/public/pi=12628 Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский]
  205. [newsru.com/russia/14sep2001/ort.html Председателем Совета директоров ОРТ избран директор Эрмитажа]. NEWSru (14 сентября 2001). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERoJoS0R Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  206. [www.newsru.com/russia/31aug2005/perv.html Председателем Совета директоров «Первого канала» избран глава аппарата правительства РФ]. Newsru.com (31 августа 2005).
  207. [newsru.com/russia/17feb2009/cobjanin.html Вице-премьер Собянин избран главой Совета директоров «Первого канала»]. NEWSru (17 февраля 2009). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERoLf1OH Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  208. [www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/02/18/182331 Вкратце]. Ведомости (18 февраля 2009).
  209. [www.newsru.com/russia/23jun2011/pervy.html Председателем совета директоров Первого канала стал ректор МГИМО]. Newsru.com (23 июня 2011).
  210. [www.telesputnik.ru/archive/67/article/20.html Новости телекомпаний]
  211. [www.lozinski10.narod.ru/3/tv/news/2003/tv_25_03.htm Смена телевизионных кадров]
  212. [www.newsru.com/russia/25jun2007/cekalo.html Александр Цекало стал заместителем гендиректора Первого канала по спецпроектам]
  213. [www.aif.ru/archive/1636541 Сократят ли "Поле чудес"?]. Аргументы и факты (16 сентября 1998).
  214. [www.kommersant.ru/doc/146170 Шерлок Холмс попал под суд]. Коммерсантъ (22 апреля 2000).
  215. [www.newsru.com/russia/17jun2002/guelman.html Марат Гельман будет заниматься на ОРТ аналитикой и PR]. NEWSru (17 июня 2002). Проверено 12 февраля 2013. [www.webcitation.org/6ERoNF4QG Архивировано из первоисточника 15 февраля 2013].
  216. [www.kommersant.ru/doc/12226 Ксения Пономарева: Мне нужна еще неделя]. Коммерсантъ (19 марта 1996).
  217. [web.archive.org/web/20050106104837/www.press-attache.ru/Article.aspx/news/527 Кирилл Клеймёнов чистит авгиевы конюшни. И это только начало]. Пресс-Атташе (17 декабря 2004).
  218. [web.archive.org/web/20050227221700/www.press-attache.ru/Article.aspx/news/568 Клейменов продолжает чистить авгиевы конюшни. Клейменов попросил своих журналистов "выйти на уровень хотя бы Третьего канала"]. Пресс-Атташе (13 января 2005).
  219. [www.kommersant.ru/doc/179365 Андрей Васильев: мне больше нравилось НТВ]. Коммерсантъ (14 июня 1997).
  220. [www.kommersant.ru/doc/185715 Васильев и Любимов. Информация Первого канала теперь зависит от Александра Любимова]. Коммерсантъ (14 октября 1997).
  221. [web.archive.org/web/20150103225030/www.1tv.ru/public/pi=13738 На ОРТ поменяли информационное начальство]
  222. [www.kp.ru/daily/23404/34057 Кирилл Клейменов вернулся на Первый]
  223. [web.archive.org/web/20150103224727/www.1tv.ru/public/pi=8543 Кирилл Клейменов возглавил «Новости» «Первого канала»]
  224. [web.archive.org/web/20051121155728/www.1tv.ru/owa/win/ort5_person.person?p_person_id=6250 Юрий Никифоров]. Первый канал (21 ноября 2005).
  225. [www.kommersant.ru/doc/181285 Любимов наконец получил назначение]. Коммерсантъ (19 июля 1997).
  226. [www.mk.ru/editions/daily/article/2002/11/21/130956-oleg-volnov-den-nachinaetsya-nochyu.html Олег Вольнов: День начинается ночью]. Московский комсомолец (21 ноября 2002).
  227. [web.archive.org/web/20140706075416/www.1tv.ru/person/7146 Данила Шарапов]. Первый канал.
  228. [www.telesputnik.ru/news/2472 3 июля в 14.00 состоится виртуальная конференция, посвященная открытию новой версии официального сайта ОРТ]. Теле-Спутник.
  229. [www.kommersant.ru/doc/425898 Партии пожеребились впустую. Прямой эфир с первого раза поделить не получилось]. Коммерсантъ (5 ноября 2003).
  230. [web.archive.org/web/20100226053711/www.1tv.ru/person/7077 Алексей Пищулин]. Первый канал.
  231. [echo.msk.ru/programs/tv/850057-echo/ В «Первый класс» с Иваном Охлобыстиным]. Эхо Москвы (22 января 2012).
  232. [www.1tv.ru/about/team/lyudmila-snigireva Людмила Снигирева]. Первый канал.
  233. [gambit-movie.ru/creator.html?id=109 Анатолий Максимов — биография]
  234. [snob.ru/cards/1st Сергей Титинков, руководитель дирекции кинопоказа: "Мы не до конца знаем нашего зрителя. Уверенности нет никогда, есть расчёт и надежда"]. Сноб (1 апреля 2015).
  235. [www.sovsport.ru/gazeta/article-item/265728 Слово комментаторам. Какой чемпионат Вам интереснее комментировать?]. Советский спорт (8 августа 2007).
  236. [www.championat.com/football/news-331455-vybornov-ujti-s-pervogo-kanala---jeto-mojo-reshenie.html Выборнов: уйти с Первого канала - это моё решение]. Чемпионат.ру (17 октября 2009).
  237. [www.mn.ru/sports/87225 «Мне неуютно было комментировать “Ледниковый период”»]. Московские новости (19 августа 2013).
  238. [wek.ru/kogda-vinovat-kommentator Когда виноват… комментатор]. Век (10 ноября 2014).
  239. [www.1tv.ru/projects/si=5636 Основной инстинкт — о проекте на сайте Первого канала]
  240. [izvestia.ru/news/322106 Продюсер Наталья Никонова: "Кем была Жасмин, пока не случилось скандала?"]. Известия (27 февраля 2007).
  241. [www.gazeta.spb.ru/206333-0/ Наталья Никонова с "Первого канала" стала генеральным продюсером "Пятого"]. gazeta.spb.ru (12 октября 2009).
  242. [lenizdat.ru/articles/1054548/ Наталья Никонова: "У каждой женщины свой Малахов"]. Лениздат (27 сентября 2007).
  243. [www.labyrinth.ru/content/card.asp?cardid=20220 ПИСАРЕВ Андрей Андреевич]. Лабиринт (7 июля 2016).
  244. [www.novayagazeta.ru/society/21015.html СЫГРАТЬ ИЗ ЯЩИКА — Общество — Новая Газета]
  245. [www.mk.ru/editions/daily/article/2003/06/05/135210-yuriy-aksyuta-pech-o-svobode.html Юрий Аксюта: Речь о свободе]. Московский комсомолец (5 июня 2003).
  246. [snob.ru/cards/1st#90336 Юрий Аксюта, главный продюсер музыкального и развлекательного вещания: "За дверями Останкино скрывается вселенная бесконечного стресса"]. Сноб (1 апреля 2015).
  247. [bigmusic.pro/index/tv/0-13 Официальный сайт Сергея Чекрыжова — раздел «Телевидение»]
  248. [persones.ru/person-24701.html Олег Литвишко. Биография]. Persones.ru (28 апреля 2005).
  249. [web.archive.org/web/20040310194446/www.1tv.ru/owa/win/ort5_person.person?p_person_id=5561&p_show_personbody=1 Игорь Буренков]. Первый канал (10 марта 2004).
  250. [www.kommersant.ru/doc/136594 Гимн в законе остается все ещё советским, а не российским]. Коммерсантъ (28 декабря 2000).
  251. [www.1tv.ru/person/6398 Первый канал. Официальный сайт. Лица. Лариса Крымова]
  252. [krsk.sibnovosti.ru/society/269242-pervyy-kanal-sozdal-direktsiyu-po-usileniyu-pozitsiy-kompanii-v-internete "Первый канал" создал дирекцию по усилению позиций компании в интернете]. Сибирское агентство новостей (24 мая 2014).
  253. [www.1tv.ru/news/2004/08/17/242008-polnometrazhnyy_multfilm_neznayka_i_barrabass_predstavlen_zritelyam Полнометражный мультфильм "Незнайка и Баррабасс" представлен зрителям]. Первый канал (17 августа 2004).
  254. [www.apoi.ru/pervaya-videokompaniya-moskva-ul-akademika-koroleva-12 Первая Видеокомпания]. apoi.ru.
  255. [www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2000/03/14/most-radio-most-video Мост-радио, Мост-видео]. Ведомости (14 марта 2000).
  256. [pravo.ru/news/view/63426/ "Первая видеокомпания", основанная телеканалом ОРТ, решила обанкротиться]. Право.ру (31 октября 2011).
  257. 1 2 [kommersant.ru/doc/197974 Интервью с главой ОРТ-Рекордс. Иосиф Пригожин: пиратов мы возьмем на работу]. Коммерсантъ (8 мая 1998).
  258. [www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2006/04/05/krupnyj-plan-piratov-pobyut-rublem КРУПНЫЙ ПЛАН: Пиратов побьют рублем]. Ведомости (5 апреля 2006).
  259. 1 2 3 [slon.ru/fast/russia/endemol-podast-v-sud-na-pervyy-kanal-1087735.xhtml Endemol подаст в суд на „Первый канал“ за шоу „Точь-в-точь“]. slon.ru (21 апреля 2014).
  260. 1 2 3 [www.vedomosti.ru/companies/news/34163821/pervyj-kanal-vyigral-sud-u-ispanskoj-kompanii-za-peredachu «Первый канал» выиграл суд по шоу «Точь-в-точь» у испанской компании]. Ведомости (2 октября 2014).
  261. [www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5950 О проекте].
  262. [www.copyright.ru/news/main/2015/05/13/toch-v-toch-odin-v-odin/ «Точь-в-точь» - не «Один в один» или спор за концепцию]
  263. [ponedelnikmag.com/post/ispancy-prosyat-pervyy-kanal-zapretit-shou-toch-v-toch Испанцы просят Первый канал запретить шоу «Точь-в-точь»]
  264. [www.7d.org.ua/?news=films&id=43505 Шоу Один в один попадет под запрет]
  265. [dni24.com/obshestvo/58724-verhovnyy-sud-ne-zapretil-pokaz-shou-toch-v-toch-pervogo-kanala.html Верховный суд не запретил показ шоу «Точь-в-точь» Первого канала]
  266. [www.vedomosti.ru/newspaper/article/248756/sekrety_pervoj_knopki Секреты «Первой» кнопки] — ВЕДОМОСТИ
    • [www.novayagazeta.ru/data/2008/11/14.html Включили телепреемника] // Новая газета
    • [www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1058846-0.html Центр Экстремальной Журналистики] // Новая газета
  267. [www.novayagazeta.ru/society/16970.html ТАКОГО ОБРАЩЕНИЯ МЫ ПРОСТО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕМ] // Новая газета
  268. [www.youtube.com/watch?v=Zr6KDSKluaw YouTube — Ложь Первого канала]
    • [www.kommersant.ru/doc/528821 Юкраина против Якраины]. Коммерсантъ (29 ноября 2004).
    • [www.kommersant.ru/doc/757848 Телелидеры 2-8 апреля]. Коммерсантъ (11 апреля 2007).
  269. [www.voskres.ru/kolonka/pushkarev.htm voskres.ru — «Об информационной войне»]
  270. [www.svobodanews.ru/content/article/24398368.html Свист признали несодержательным]
  271. [lenta.ru/news/2012/10/22/grishk/ Гришковец обвинил «Первый канал» в искажении его слов об оппозиции] // Лента.ру, 22.10.2012
  272. [lenta.ru/news/2013/02/04/vfaceboklassniki/ Первый канал пририсовал «ВКонтакте» логотип Facebook] // Лента.ру, 04.02.2013
  273. [lenta.ru/news/2013/02/15/fake/ Первый канал поверил в «утку» о воронке от челябинского метеорита] // Лента.ру, 15.02.2013
  274. [www.rosbalt.ru/video/2013/06/30/1146907.html Кремлёвские СМИ опять попались на лжи] // Росбалт, 30.06.2013
  275. [www.mk.ru/politics/russia/news/2013/07/10/882411-pervyiy-kanal-ne-ukazal-navalnogo-sredi-kandidatov-v-meryi-moskvyi-sdavshih-dokumentyi-v-mgi.html Первый канал не указал Навального среди кандидатов в мэры Москвы, сдавших документы в МГИ] // Московский комсомолец, 10.07.2013
  276. [www.1tv.ru/news/world/247863 В Киеве оппозиция практически полностью блокировала правительственный квартал 09.12.2013]
  277. [whc.unesco.org/ru/list Центр всемирного наследия]
  278. [www.newsru.com/russia/02mar2014/tv1tv.html «Первый канал» рассказал о массовом бегстве украинцев в Россию, показав польский КПП] // Newsru.com, 02.03.2014
  279. Михаил Зеленский [slon.ru/fast/russia/pervyy-kanal-pokazal-feykovye-dannye-o-pobede-yarosha-na-prezidentskikh-vyborakh-1103324.xhtml Первый канал показал «фейковые» данные о победе Яроша на президентских выборах] // Slon.ru
  280. Лола Тагаева, Илья Шепелина [slon.ru/russia/poka_putin_molchit-1103981.xhtml Пока Путин молчит] // Slon.ru
  281. [www.colta.ru/articles/society/8167 «Спасибо, мой Первый. Я стараюсь успеть за тобой!». Простую историю Юлии Чумаковой, автора сюжета о распятом мальчике, исследовала Александра Соколова]. Colta.ru (6 августа 2015).
  282. [www.1tv.ru/news/world/262978 Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца]
    • [www.newsru.com/russia/13jul2014/pyshnyak.html «Первый канал» выдал в эфир «свидетельство» публичной казни ребёнка в Славянске] // Newsru.com
    • [slon.ru/fast/russia/zhurnalisty-ne-nashli-podtverzhdeniya-syuzhetu-pervogo-kanala-o-raspyatom-v-slavyanske-rebenke-1126851.xhtml Журналисты не нашли подтверждение сюжету «Первого канала» о распятом в Славянске ребёнке] // Slon.ru
    • [www.novayagazeta.ru/news/1684634.html Жители Славянска — о скандальном сюжете Первого канала (ВИДЕО)] // Новая газета
  283. 1 2 3 4 Елизавета Сурганова. [www.forbes.ru/mneniya-column/tsennosti/276303-strashnee-fantazii-kak-pervyi-kanal-otreagiroval-na-obvineniya-vo-lz Страшнее фантазии: как Первый канал отреагировал на обвинения во лжи] «Forbes», 22.12.2014
  284. [www.pravda.com.ua/rus/news/2014/07/14/7031893/ МВД хочет закрыть въезд в ЕС Эрнсту и ещё 300-м «журналистам» из РФ]// «Украинская правда»
  285. [sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20140715-dmitriy-bykov-zachem-tv-aleksandr-dugin-i-galina-pyshnyak-ra Дмитрий Быков: Зачем ТВ, Александр Дугин и Галина Пышняк распяли мальчика] // Собеседник, 15.07.2014
  286. [www.novayagazeta.ru/news/1688571.html Конгресс интеллигенции призвал Эрнста расследовать телефальшивку о «распятом мальчике»] // «Новая газета»
  287. 1 2 Вера Кичанова [slon.ru/fast/russia/pervyy-kanal-opravdalsya-za-syuzhet-o-raspyatom-malchike-1198515.xhtml «Первый канал» оправдался за сюжет о «распятом мальчике»] «Slon.ru», 22.10.2014
  288. [www.1tv.ru/news/about/274369 Журналисты Первого отвечают на обвинения во лжи в связи с сюжетом про убийство ребёнка в Славянске] «Первый канал», 21.12.2014
  289. [altapress.ru/story/149024 Видео. Первый канал ответил на обвинения во лжи в сюжете про «распятого мальчика»] // Алтапресс, 22.12.2014
  290. 1 2 [www.bbc.com/russian/news-36853879 Первый канал объяснил, почему выдал протестующих за ловцов покемонов] "Русская служба Би-би-си", 07.2016
    • [www.newsru.com/russia/14nov2014/1tv.html Первый канал показал смонтированное "фотодоказательство" атаки истребителя "МиГ-29" на малайзийский Boeing над Донбассом]. NEWSru.com (14 ноября 2014).
    • [meduza.io/news/2014/11/14/pervyy-kanal-pokazal-arhivnyy-snimok-v-kachestve-unikalnogo-dokazatelstva-viny-ukrainy-v-krushenii-boinga Первый канал показал архивный снимок в качестве «уникального» доказательства вины Украины в крушении «Боинга»]. Meduza (14 ноября 2014).
    • [top.rbc.ru/society/14/11/2014/5466583fcbb20f386336c595 Первый канал показал фото «последних секунд» полёта Boeing над Донбассом]. РБК (14 ноября 2014).
  291. [www.buzzfeed.com/maxseddon/russian-tv-airs-clearly-fake-image-to-claim-ukraine-shot-dow Russian TV Airs Clearly Fake Image To Claim Ukraine Shot Down MH17]
  292. Илья Коваль. [dw.com/p/2RnAj Как беженца, обвиняемого в Австрии в изнасиловании, "оправдал" только Первый канал] "Deutsche Welle", 27.10.2016
  293. [www.annews.ru/news/detail.php?ID=52236 Архиепископ Никон просит Эрнста прекратить мракобесие на Первом канале от 20.11.06] // Агентство национальных новостей
  294. [lovi.tv/video/hsoukhjtfy/Ubiistvo_givotnogo_v_prymom_afire_Pervogo_Kanala_Rossiy Убийство животного в прямом эфире Первого Канала, Россия — lovi.tv]
  295. [newsru.com/russia/05feb2008/ort.html Телезрители протестуют: опыт над "умирающей" крысой в эфире Первого канала неэтичен]. NEWSru.com (5 февраля 2008).
  296. [sobesednik.ru/publications/sobesednik/2008/02/6/tv-anchor-malusheva Не обижайте крысу в её год]. Собеседник (12 февраля 2008).
  297. [bortnik66.ru/novosti/sbor-podpisej-v-zashhitu-myoda.html Сбор подписей в защиту мёда! | Пчеловодство современности | Видео о пчеловодстве]
  298. [www.woman.ru/health/medley7/article/75909/ Елена Малышева одобрила испускание газов во время оргазма | Woman.ru]
  299. [www.novdelo.ru/index.php?nav=nnews&viewart=9909 Новое дело — Нижний Новгород Городской выпуск Статьи газеты: «Минута славы» — сплошной обман!]
  300. 1 2 [eg.ru/daily/adv/9777/ «Минута славы» — сплошная фикция! // Экспресс газета]
  301. [ruskline.ru/analitika/2007/12/25/peredacha_minuty_slavy_-_e_to_obman/ Передача «Минуты славы» — это обман]
  302. [mama.ru/news/2011/03/29/andreya-malahova-obvinili-v-sozdanii-shou-iz-tragedii-detei Мама. Ру:: Андрея Малахова обвинили в создании шоу из трагедии детей:: Новости>]
  303. [www.argumenti.ru/showbiz/2012/09/202629 Адвокат Ильи Резника готовит иск в суд на программу Андрея Малахова — АН-online]
  304. [www.newsru.com/russia/26apr2013/bolshie_gonki.html Первый канал показал россиянам альтернативную версию соревнований «Больших гонок»: победил не Казахстан]
  305. [www.bfm.ru/news/214877 «Первый канал» уличили в обмане]
  306. [www.sovross.ru/old/2004/135/135_3_3.htm Покушение на Победу. Полемическое обозрение]. Советская Россия (21 октября 2004).
  307. [plamya.org/2008/06/24/исторические-ляпы-в-сериале-диверсан/ Исторические ляпы в сериале «Диверсант: конец войны»]. Новое пламя (24 июня 2008).
  308. [www.kp.ru/daily/23488/38412/ Нам не показали, как Брежнев уложил медсестру в постель]. Комсомольская правда (1 апреля 2005).
  309. [www.ng.ru/saturday/2007-07-13/12_tv1.html «Про это» – и про то]. Независимая газета (13 июля 2007).
  310. [www.kp.ru/daily/23607.5/46423/ Сергей Есенин на Первом канале: Пальцы в рот - и весёлый свист?]. Комсомольская правда (7 ноября 2005).
  311. [web.archive.org/web/20130609052349/www.nr2.ru/kiev/106380.html РИА «Новый регион — Киев»]
  312. [www.moral.gov.ua/_r_i_sh_e_n_n_ja_2_vid_28_0_1_0_1186_1.html Национальная экспертная комиссия Украины](недоступная ссылка с 31-05-2013 (1968 дней))
  313. [www.ukrinform.ua/ukr/news/rosyskomu_diplomatu_vislovleno_protest_z_privodu_dy_posolstva_rf_v_ukran_752433 Російському дипломату висловлено протест з приводу дій Посольства РФ в Україні]
  314. [www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/publish/article?art_id=82911&cat_id=39574 Повідомлення для ЗМІ]
  315. [www.newsru.com/russia/23apr2008/plan_print.html Фильм Первого канала о том, как Запад отпиливал Чечню, назвали «идеологической кувалдой»]
  316. [www.lenta.ru/articles/2009/02/10/tvscience/ Как отличить научно-популярный фильм от подделки?]
  317. [www.svoboda.org/articleprintview/1378212.html Давос, кризис и патриарх на фоне «согласно-несогласных» ]
  318. [web.archive.org/web/20080207123758/grani.ru/Society/Religion/m.133155.html Грани. Ру // Общество / Религия / РПЦ возмущена показом фильма «Евангелие от Иуды»]
  319. [rusk.ru/st.php?idar=175501 Русская линия / Новости / Диакон Андрей Кураев: «Фильм по „Евангелию от Иуды“ столь же антинаучный, сколь и антихристианский»]
  320. [www.newsru.com/sport/17oct2002/gazzaevort.html Газзаев недоволен качеством трансляций матчей сборной на «Первом канале»] (17 октября 2002). // NEWSru.com
  321. [www.newsru.com/sport/12jun2010/lovchev.html Ловчев раскритиковал Первый канал за отношение к футболу и чемпионату мира]. NEWSru.com (12 июня 2010).
  322. [sport.mail.ru/news/football-euro/20154523/?frommail=1 5 выводов по матчу Австрия — Россия. Сборная России продолжила череду невыразительных выступлений в отборочном цикле к Евро-2016]. Mail.ru (16 ноября 2014).
  323. Андрей Вдовин. [web.archive.org/web/20141029000616/vremya.ru/2003/119/13/74357.html Накануне передела]. Газета «Время новостей», № 119 (3 июля 2003). — Крупным планом. Проверено 10 декабря 2013.
  324. [www.novayagazeta.ru/society/21223.html Почему нас держат за полуночников?]. Новая Газета (17 февраля 2003).
  325. [www.sports.ru/tribuna/blogs/polotence/596463.html Русский футбол начала двухтысячных. Часть I. Курение на тренерской скамейке, реклама во время матчей на Первом и другие события нашего футбола начала двухтысячных]. Sports.ru (12 апреля 2014).
  326. [www.kommersant.ru/doc/201734 Футбольная реклама. ОРТ не хочет мириться с FIFA]. Коммерсантъ (14 июля 1998).
  327. [www.newsru.com/russia/20dec2002/reklama.html Против ОРТ возбуждено дело о нарушении закона о рекламе]. NEWSru.com (20 декабря 2002).
  328. [web.archive.org/web/20140728175839/www.1tv.ru/public/pi=22338 Отжать кнопку]
  329. [izvestia.ru/news/303806 Директор дирекции спортивного вещания «Первого канала» Николай Малышев: «Спорт уступает фильмам и „смехопанорамам“»]. Известия (29 июня 2005).
  330. [web.archive.org/web/20150103230154/www.1tv.ru/public/pi=14397 День без рекламы? Переживём!] — Первый канал
  331. [www.televesti.ru/tvnews/2211-rossijskie-telekanaly-otkazhutsya-ot-reklamy-v.html Российские телеканалы откажутся от рекламы в День Победы]
  332. [www.1tv.ru/news/social/128602 ОРТ стало победителем международного конкурса в рамках конференции по дизайну и новым технологиям]. Первый канал (20 июля 2002).

Ссылки

  • [1TV.Ru Официальный российский веб-сайт]
  • [1TVRus.Com 1TVRus.Com — Первый канал. Зарубежное и тематическое вещание]
  • [www.1tv.ru/prj/tonight/vypusk/37170 Звёзды Первого рассказывают о самом интересном за 20 лет вещания канала] в ток-шоу «Сегодня вечером», 4 апреля 2015 года